Земля в "иллюминаторе"
Среди земельных конфликтов в Украине возникла новая «горячая точка». На этот раз спор возник между аэропортом «Борисполь» и авиакомпанией «Аэросвит», которые не могут поделить земельные участки, предназначенные для возведения терминалов.
Пока результатом противостояния сторон стала остановка строительства «Аэросвитом» терминала Д.
Новый терминал Д планировали сдать в эксплуатацию весной 2006 г. Однако 23 февраля с.г. Днепровская транспортная прокуратура наложила арест на имущество стройплощадки, в результате чего строительство было приостановлено. Авиакомпания обеспокоена тем, что терминал не смогут своевременно сдать в эксплуатацию, а каждый день простоя обходится компании в 25 тыс. грн. Теперь «Аэросвит», вложившая в строительство 3 млн. долл. требует разблокировки объектов. Кстати, новый терминальный комплекс сможет обслуживать до 2000 пассажиров в час (более 3,5 млн. пассажиров в год). Это почти вдвое превышает нынешнюю пропускную способность действующего терминала Б.
Суть конфликта состоит в том, что Государственный международный аэропорт «Борисполь» также претендующая на земли под терминалы, обвиняет авиакомпанию в незаконном приобретении территорий, общая площадь которых составляет 32 га. Согласно информации Киевобладминистрации земельные угодья на вполне законных основаниях были выделены «Аэросвиту» в минувшем году. Тогда же руководство «Борисполя» вело переговоры с Японией и Израилем о выделении кредита аэропорту для возведения терминалов на той же земле, где намерена разместить свои объекты авиакомпания.
По словам заместителя главы КОГА Анатолия Петренко, «Аэросвит» никогда бы без соответствующего разрешения областных властей не начал бы строительство. Кроме того, как сказал А.Петренко в интервью, предпочтение авиакомпании в праве владения землей было отдано исходя из того, что авиаперевозчики являются платежеспособными и в кратчайшие сроки смогут построить и запустить в эксплуатацию необходимые терминалы для удобства пассажиров и перевалки грузов. ГМА «Борисполь» же, как государственное предприятие, не может выступать прямым инвестором строительства терминалов.
Сопредседатель наблюдательного совета «Аэросвита» Георгий Гуртовой утверждает, что все заявления о незаконной покупке авиакомпанией земли — не более чем ложь. А основным мотивом для разжигания конфликта со стороны руководства аэропорта «Борисполь» он называет нежелание допустить конкурента на рынок и принять рыночные правила игры.
В то же время первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию ГМА «Борисполь» Валерий Полищук настаивает на том, что, согласно плану развития аэропорта до 2020 г., для строительства терминала компании «Аэросвит» был выделен лишь участок земли в восточной части аэропорта. Западная часть отводилась для строительства терминала самим аэропортом. «Вскоре после того, как «Аэросвит» начал строительство нового терминала, мы узнали, что авиакомпания приватизировала землю и в западной стороне аэропорта, которая предназначалась для наших нужд. Совет директоров «Борисполя» был крайне обеспокоен этим фактом, поскольку именно так начинался крах «Авиалиний Украины»: забирались выгодные рейсы, судна, и сейчас авиакомпания находится на грани банкротства. Заявляю, что никакой необходимости продавать землю на территории аэропорта «Борисполь» не было. В течение 2003-2004 гг. «Аэросвит» приватизировал более 32 га земли на территории аэропорта по цене 3,29 млн. грн. Однако только 18 га из этих земель было внесено в уставный фонд дочернего предприятия «Аэросвита» — ЗАО «Аэросвит-Терминал» — уже по цене 50,62 млн. грн. Кроме того, на территории этих участков находится имущество аэропорта, балансовая стоимость которого превышает 11 млн. грн., а также сети, обеспечивающие безопасность и стабильность работы аэропорта, и незавершенное строительство стоимостью более 7 млн. грн. Размер убытков «Борисполя» составляет 7 млн. грн.», - говорит В. Полищук.
Георгий Гуртовой же, сопредседатель наблюдательного совета «Аэросвита», уверяет, что ни один из находящихся на выкупленных компанией земельных участках объектов "Борисполя" "не ущемлен в технических правах и функционировании для аэропорта". Компания также не получала официальных обращений ГМА «Борисполь» о том, что какой-либо из выкупленных ею земельных участков "мешает" его работе.
Поговаривают, что земельные угодья вокруг «Борисполя» благополучно перешли в собственность «Аэросвита» не без вмешательства украинского олигарха Виктора Пинчука. Руководство компании категорически отрицает лоббирование интересов «Аэросвита» зятем экс-президента. По словам Г.Гуртового, лично Виктор Пинчук в «Аэросвите» не имеет никакой доли.
«В компании он никогда не появлялся и никаких дел никогда с ней не имел. А вот одним из акционеров «Аэросвита», владеющим 25%-ным пакетом акций, является компания «ГенАвиаИнвест». Это — 100%-ная дочка Укрсоцбанка, входящего в холдинг, который сегодня многие связывают с деятельностью Виктора Пинчука. Однако наличие среди акционеров «ГенАвиаИнвеста» также никоим образом не связано с вопросами выделения авиакомпании земли. В числе акционеров «ГенАвиаИнвест» появился лишь в конце октября 2004 г. К тому времени прошло более года после решения всех вопросов выкупа авиакомпанией земли», - утверждает Г. Гуровой.
Не найдя общего языка с руководством «Борисполя» авиакомпания решила обратиться к правительству Украины с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Официальное письмо компания направила на имя премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, Секретаря СНБО Петра Порошенка и губернатора Киевской области Евгения Жовтяка.
Как отметил Петра Порошенко в интервью, в Украине, как в правовом государстве все спорные вопросы между юрлицами какого-либо ранга и формы собственности должны решаться исключительно в судовом порядке. «Именно поэтому, я убежден, что конфликт между коллективом авиакомпании и аэропортом должен решаться согласно действующего законодательства в суде. Следует также не забывать о том, что координация деятельности всех видов транспорта осуществляется Минтранссвязью, которое разрабатывает и реализовывает мероприятия относительно налаживания взаимодействия, координации и прогнозирования деятельности всех видов транспорта», - говорит Секретарь СНБО.
Власти Киевской области на данный момент по поручению премьер-министра изучают этот вопрос. Но как считает замглавы КОГА Анатолий Петренко, «конфликт между сторонами претендующими на площади вокруг аэропорта безусловно должен решаться в суде».
На какой срок затянется рассмотрение скандальной ситуации органами власти судить пока слишком рано. Известно лишь одно, что конфликтующие стороны, скорее всего по инициативе правительства будут приглашены решать спор в суде. Поэтому, следует полагать, что борьба за земли вокруг «Борисполя» будет крайне жесткой и продолжительной.
Анастасия Кульчинская