Подать объявление

В поисках потерянного листа

В поисках потерянного листа
Без киевской символики мы забудем, в каком городе живем. Взял в руки каштановый листок... и что-то торкнуло в груди. Словно ностальгия какая. Ах да, просто почувствовал себя киевлянином.

Каштаны - каштаны, завезенные в Киев из Средней Европы, не так давно считались его символом. Песня "Знову цвiтуть каштани" была неофициальным гимном города, первые ноты позывными киевского радио будили горожан по утрам. Каштановый лист был и на гербе. И ей-богу, тот герб был как-то роднее. Геральдисты, конечно, в гневе задохнутся: как можно! Это не влезает ни в какие каноны: лист - и на гербе. Надо, чтобы обязательно был кто-то воинственный, с копьем или мечом. И с крыльями.
Конечно-конечно, но Архистратига, изрубившего в капусту библейскую армию фараона да изгнавшего возгордившегося ангела Денницу с небес, к сердцу не прижмешь. Перед ним хочется встать смирно, голову втянуть в плечи, чтоб не дал по башке мечом.
А каштановый лист - вот он, на каждой улице. Идешь в прежние времена по Крещатику - а повсюду на магазинных витринах родной герб. И оглядываться не надо - всегда знаешь, в каком городе находишься.
ТЕЛИЧКА - ПОЛУШКА, И РУПЬ - ПЕРЕВОЗ
Конечно, то были совковые времена. Ныне Крещатик - центральная улица европейского города. Вот только как этот город называется, мы все больше забывать стали, то ли "Мак-Морис", то ли "Филлип-Дональд". На витринах главной нашей улицы символика все какая-то заокеанская - киевской днем с огнем не сыщешь.
Может, в прежние времена в администрации центральных магазинов больше патриотов было?
А может, прежняя такая-растакая коммунистическая городская власть об имидже Киева больше беспокоилась, нежели нынешняя независимая? В горкоме КПУ, помнится, даже специальное постановление было, обязывающее размещать символику города-героя на всех общественных зданиях и в витринах центральных магазинов.
Ныне же совсем другой подход - за использование символики приходится платить. Есть такое постановление городских властей от 1996 года, собирающее с каждых десяти гривен, вырученных бизнесменом, 1 копейку, если он в названии фирмы либо в товаре использует городскую топонимику (к постановлению целый список прилагается - причем и такие названия, что к любому городу подойдут - Перевоз, или, скажем, Старая поляна). Например, назовешь колбасу "Гнилуша" (есть такое озеро близ Десенки) или грушевый джем - "Грушки" (местность такая в Киеве) - плати. Думалось, наверное, что бросятся бизнесмены на киевскую символику, и деньги потекут в бюджет. Неизвестно, потекли ли и насколько бюджет окреп. Но вот что киевскую топонимику на брендах и товарах не найдешь, это точно.
Современный герб
 
Негоже, конечно, давать советы большому начальству, но может, стоит поступать наоборот: доплачивать тем, кто размещает на витринах, рекламных щитах узнаваемые киевские образы? Ведь это - хороший пиар для города. Ну ладно, не доплачивать, а объявить тендер на право размещения столичной символики или присваивать фирмам, много сделавшим для города, названия, связанные с местной топонимикой. Как бы звучало: "Батыйгорстрой", или энергоснабжающая компания "Боричев Ток"!
КАЗАК С ГОРИЛКОЙ
Кстати, в Москве, где о местной символике тоже пекутся, на художников поборы не распространяются. Рисуй Кремль сколько хочешь. У нас же, перечитав упомянутое постановление вдоль и поперек, я обнаружил послабления только для хлебопеков и метрополитена. Со всех же других предметов, "при изготовлении которых используется символика Киева", деньги обязаны брать.
А как же с сувенирами, подумал я и отправился на Андреевский спуск. Увы, тех, что с киевской символикой, было действительно как кот наплакал. Может, постановления испугались?
"Вот возьмите казака с горилкой", - посоветовал умелец. Глиняные казаки действительно были на любой вкус - с горилкой, с люлькой, с кружкой, с колбасой... Только какое отношение запорожцы имеют к Киеву?
Рядом предлагают "истинно украинскую игрушку" - матрешку. Только почему-то в русском кокошнике. Зато на пузе - во всех цветах красуется Софиевская колокольня. Раскрыл - а там меньшая, уже с Андреевской церковью. Самые маленькие с наперсток, с памятниками Святому Владимиру и Богдану Хмельницкому. Правда, титаны наши какие-то мультяшные с виду, вроде Чипа и Дейла. Туго, очевидно, у художников было с натурой.
А хотите палехские шкатулки на киевскую тематику? А хохлому?
А наши ж где? Ну хотя бы петриковские живописцы? "Да они этой тематикой не занимаются", - отвечает лоточник. Шкатулки ж, говорят, везут из России либо же разрисовывают здесь по шаблону, но тоже на российских заготовках.
Изображения церквей составляют сюжет 90% всех сувениров на Андреевском спуске. Помимо этого разве что блеклые маечки с надписью "Киев", бронзовые пресс-папье для тяжелого на руку начальника в виде заветной троицы и сестры их Лыбеди да пивные кружки с гербом города. Последнее точно отражает злобу дня: скоро впору будет Архистратигу в свободную руку кружку вложить...
МОСТЫ И ТОРТЫ
Конечно, для москвичей Киев - колокольный и молитвенный. Но мне, старому горожанину, обидно. Париж, он ведь не только собором одноименной Богоматери знаменит. А более - Эйфелевой башней, Триумфальной аркой, Центром Жоржа Помпиду. Неужели ж у нас, кроме старых храмов, других отличительных признаков нет?
Для моего поколения главной эмблемой города был Пешеходный мост (с Подола на Труханов остров). Именно он украшал коробку знаменитого "Киевского торта". Потом символом стал Метромост с двумя скульптурами в стиле соцромантизма - мечта о "городе будущего". Еще одна фишка - телевизионная вышка, не такая красивая, как Эйфелева башня, слегка кривоватая, но оригинальная. И, наконец, Дворец "Украина", архитектурный авангард того времени. А из более старых "техносимволов" - фуникулер, железнодорожный вокзал...
Сейчас они забыты. Почему? Да потому, что, по мнению новых идеологов, нет в них "державности", а есть лишь напоминание, что в советские времена Киев шел в авангарде технической, инженерной, архитектурной мысли если не в Европе в целом, то на просторах соцлагеря уж точно. А это как-то не вяжется с новой идеологией о мрачных имперских временах.
ПАМЯТНИК РАДУГЕ
К символике Киева советского времени у некоторых наших городских начальников вообще отношение какое-то талибанское. Руки чешутся что-то снести - помните, как в Афганистане талибы буддистскую статую. Конечно, чуждая (коммунистическая) идеология она глаза мозолит (особенно, если сам ею воспитан). Но вот меня, например, потрясла одна церковь в Генуэзской крепости в Судаке. Построили ее христиане, а когда на Крымском полуострове стали владычествовать мусульмане, то не снесли, а превратили в мечеть, украсив собственной символикой (христианскую при этом не уничтожив). Власть потом неоднократно менялась, но храм стоял, лишь вместо крестов вывешивали полумесяцы, и наоборот.
Может, и нам последовать примеру умных южан? Почему из нашей городской символики исчезла Родина-мать в парке Вучетича (или "Мамочка", как ее называли в народе). Ну и что, что из советских времен, где на ней написано, что она коммунистка? Почему бы не обобщить: мол, женщина - защитница всех времен. Брови-то она насупила, глядя на восток. Пусть это, скажем, княгиня Ольга грозит разным там кочевникам мечом.
Или вот еще арка Дружбы народов. Последние лет десять как ее только не обзывали, даже в "Ярмо" переименовали. Но архитектурно - откуда ни глянь - с Днепра ли, с Крещатика - она смотрится не в пример остроумнее, чем нынешняя лубочная монументалистика. Да и разве тема дружбы народов для нас не актуальна? Пусть это будет дружба между народами Запада и Востока Украины - у тех скульптур что, паспорта российские есть? Специально ездил посмотреть на все это поближе. Разве что боярин на украинца как бы не похож. Ну так придумаем, что он приехал к нам в гости посмотреть, как дружно мы все живем.
И вообще, ну ее, идеологию. Это мог бы быть памятник просто радуге над Днепром, а скульптуры - киевляне, вышедшие постоять на склонах под теплым летним дождем. Очень уж хочется чего-нибудь человеческого.
ГДЕ ТЕБЯ ВСТРЕТИТЬ, МИХАИЛ?
Ну ладно, Архистратиг, раз его Киевсовет утвердил, он тоже нужен. Только где его увидишь, кроме как залетевшего на Лядские ворота да вылепленного на пивной кружке. Герб, он ведь вещь вполне официальная. И место его, скажем, на муниципальной печати. Глянул на бумаги, недавно полученные в одном из управлений мэрии: нет там Михаила, а есть государственный тризуб. А вот Москве президентским указом еще от 1993 года дано право иметь печать с собственным гербом. Мало того, всем муниципальным органам строго-настрого вменено в обязанность украшать фасады гербом и флагом Москвы. Кстати, и гимн свой у москвичей согласно положению есть.
Да что в Москву ездить. Императрица Екатерина II в свое время дала право Киеву иметь собственную гербовую печать - с тем же Архистратигом. Вот такая душительница свободы была.
И еще одно. Согласно Ильфу и Петрову киевская милиция в 20-х годах носила фуражки с гербом города. Одна такая была и у Остапа Бендера.
* * *
А не буря ли это в стакане воды, могут спросить. Нужно ли вообще с этим носиться? Нужно, просто чтобы понять это, чтобы создать современную систему киевской символики, надо быть киевлянином. Не по должности и даже не по месту рождения, а по душе. Чтобы видеть в Киеве не просто центр державы, которому не позволено иметь от этой державы никаких отличий, и не транзитный город между одной и другой заграницей - а пусть малую, но родину. И тогда не понадобятся ни идеологические обоснования, ни геральдические навороты. Символы основных ценностей ведь во всем можно найти, даже в каштановом листе, который вы сорвали на Подоле.
ВНАЧАЛЕ БЫЛ ЛУК...
ПЕРВЫМ гербом (или знаком) Киева был лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивали две руки, высунувшиеся из облаков. Существовал он во времена Магдебургского права, начиная с XV века, и использовался аж до XVII. С 1630 года в центре щита стали изображать самострел, поддерживаемый одной рукой. Киевляне берегли свой герб, и все попытки Польши внедрить в городе католическую символику заканчивались неудачей. Лук-самострел фигурировал на печатях городских органов самоуправления, к тому же им как "знаком качества" маркировали лучшие изделия местных ремесленников.
В 1782 ГОДУ за символику Киева взялась Геральдмейстерская контора Российской империи, разрабатывавшая до этого гербы для полков, размещавшихся в разных точках России. Основой для нового герба стал земельный знак с Архангелом Михаилом, используемый Киевской губернской канцелярией. Однако еще около пяти последующих лет городское сообщество игнорировало "высочайшее указание", продолжая ставить печати с изображением лука. Несколько раз видоизменившийся Архангел Михаил дожил до 1919 года.
ГЕРБ Киева советских времен был разработан и утвержден в 1969 году. Его авторы Флориан Юрьев и Борис Довгань. Кроме каштановой цветущей ветви и советской символики, здесь использованы и мотивы первых киевских гербов - лук и стрела.
В МАЕ 1995 года сессия Киеврады утвердила герб, на котором вновь изображен Архангел Михаил.
 
 
Евгений ЯКУНОВ
 

 
Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

1
Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Всі звіти про надійність новобудов безкоштовно
Обирайте новобудову в каталозі Білдконтролю та отримуйте звіт про її надійність. Це корисно.
Подробнее