Стоимость квадратного метра в паркингах растет быстрее, чем в квартирах
Но не факт, что место для машины непременно нужно покупать: аренда выгоднее. Хотя и неудобнее.
Место на "первичке"
"Поскольку у нас своего гаража нет, а рядом его никто не сдает, мы вынуждены ставить свой автомобиль возле дома", -- рассказывает PR-менеджер Татьяна. И ее машина -- не единственный "автобомж" в Киеве. Татьяна, как и многие ее товарищи по несчастью, думала купить место в паркинге того дома, в котором ее семья приобрела квартиру. Но, узнав цену паркинг-места, потеряла всякое желание. По словам маркетолога компании ТММ Ангелины Деревлевой, многие паркинги не заполняются из-за высоких цен. Дескать, не все покупатели квартир в домах эконом-класса могут позволить себе заплатить еще и за место для автомобиля. Сегодня стоимость места в паркинге подобных домов "стартует" с $15 тыс., в домах бизнес-класса - с $20 тыс. "В то же время вокруг домов организовываются стихийные парковки, затрудняющие движение транспорта", - отмечает она.
Однако часто случаются и противоположные ситуации: возле новых, уже заселенных домов огромное количество автомобилей скапливается как раз потому, что нет мест в паркингах. Несмотря на то, что в основном места для автомобилей в паркингах новых домов "бронируются" под покупателей квартир или офисов, г-жа Деревлева отмечает, что не всегда возможно обеспечить машиноместом каждого жильцу. Иногда - из-за ограниченной площади, иногда -- из-за определенных "геологических" проблем.
Несоответствие спроса и предложения порождает странные цены. По данным ИСК "Киев-Жилье Инвест", за второе половину прошлого года средняя цена 1 кв. м паркинг-места в новостройках выросла примерно на 17,33% - до $3169. В частности, в домах эконом-класса "квадрат" стоит $2100, в зданиях бизнес-класса -- около $3000. А в зданиях "премиального" сегмента цена квадратного метра выше $5000. При этом аналитики компании отмечают, что, по состоянию на конец 2006 года, лучше всего покупаются парковочные места в объектах премиум-класса, за которые автовладельцы "выкладывают" примерно по $40 тыс.
В городах-миллионниках паркинги также строятся в основном в новых домах. И раскупаются они очень активно. По словам Андрея автолюбителя из Одессы, у него было желание "застолбить" паркинг-место в новостройке рядом с его домом, да свободных мест не оказалось. При этом цены на места в паркингах Одесси догоняют столичные. В среднем, за одно автоместо просят примерно $15 тыс. В Донецке, как отмечает директор донецкого АН "Фемида-Сервис" Сергей Тюрин, места в паркингах продаются от $15 тыс. на этапе инвестирования строительства. А когда дом сдается, цены поднимаются до $20 тыс. и выше. "За год паркинги существенно подорожали. Если год назад паркоместо в сданном доме можно было купить за $15 тыс., то сейчас меньше чем за $20 тыс. не найдешь", - отмечает г-н Тюрин. По его словам, рост цен обусловлен огромным спросом, ведь в Донецке застройка ведется не так массово, как в Киеве, а количество автолюбителей увеличивается.
- За место на паркоместо в новостройке придется заплатить от $15 тыс.
Сколько стоит припарковаться?
Юрий, менеджер отдела сбыта столичной компании, добирается на работу общественным транспортом, поскольку ехать в гараж за автомобилем достаточно далеко. А оставлять авто на ночь во дворе дома он не рискует, поскольку когда-то из его предыдущей машины -- стареньких "Жигулей" -- украли магнитолу. "Раньше можно было рядом машину поставить -- за ночь 5 грн., сейчас этой парковки нет", -- сетует он. Желание ехать на работу на своем авто у Юрия отбивают также пробки в центре города и отсутствие места, где автомобиль можно поставить на день. Отметим, офис компании, где работает Юрий, расположен недалеко от площади Победы. Там есть многоуровневый паркинг с достаточно демократичными ценами -- 2 грн. в час. Но Юрию просто жалко отдавать около 20 грн. в день -- то есть 440 в месяц, поскольку поездка на метро и в маршрутке обходится ему всего в 3 грн. в день (66 грн. в месяц).
Впрочем, большинство автовладельцев, несмотря на столь явную экономию, предпочитают не трястись в общественном транспорте, а передвигаться на собственных "колесах". Поэтому постоянно сталкиваются с проблемой, где поставить авто. Если бросить автомобиль на дороге -- он будет "атакован" эвакуаторщиками. При этом сумма "штрафа" (фактически -- отступные команде эвакуатора), если хозяин вовремя заметит, что на его машину покушаются, составляет около 200 грн. А вот забрать железного коня со штрафплощадки стоит уже вчетверо дороже. Так что есть смысл оставлять автомобиль на парковке -- либо дневной, либо круглосуточной. Автовладельцы жалуются, что в центре города все дневные автостоянки с приемлемыми ценами "забиты". Там, где места есть, например, в паркинг под "Мандарин-плаза", пустовато из-за дороговизны -- днем час там стоит 8 грн. Стоит отметить, что столичные власти разрешили парковаться и на тротуарах: в центре города за 10 грн. в час, в других районах за 3--10 грн. в час.
Не существует проблемы парковки в Одессе: машины бросают там, где удобно, постоянно создавая проблемы остальным участникам дорожного движения. Впрочем, есть и подземный паркинг возле "Привоза", и организованные парковки, где стоимость часа колеблется от 2 грн. до 5 грн. Но их мало.
- Стоимость часа парковки в Киеве колеблется от 2 грн. до 10 грн. 22 рабочих дня обойдутся в 340--1700 грн.
- Владелец застрахованного автомобиля не обойдется без охраняемой стоянки или паркинга
Плата за стоянку
Конечно, можно не озадачиваться покупкой машиноместа в паркинге или поиском подходящей охраняемой автостоянки, а просто ставить машину под домом. Однако автовладелец рискует лишиться своего "движимого имущества". И чем популярнее модель автомобиля, тем больше риск угона. А на возмещение убытка страховой компанией рассчитывать не стоит -- машина-то стояла не на охраняемой стоянке.
Если же тратить $15 тыс. на покупку места в паркинге не хочется, можно положить эти деньги в банк и поинтересоваться стоимостью аренды места для железного коня на ближайшей охраняемой парковке. Если сумма, положенная на депозит, составляет $15 тыс., то при средней ставке 10,5% годовых процентный доход по ней за год составит $1575. За год простоя машины в крытом паркинге столичный автовладелец заплатит примерно $1200--2400. (Правда, не стоит забывать, что стоимость места на стоянке может расти быстрее, чем депозит:) -- Ред.).
В регионах же однозначно выгодней не покупать парковку, а положить эти $15 тыс. в банк, ведь месяц пользования платной автостоянкой в городе-миллионнике выльется примерно от $40--100 до $480--1200, и вклад позволит не только оплатить парковку, но и принесет "копеечку" в карман автовладельцу.
Однако нужно помнить: в любой момент арендатора могут "попросить" с облюбованного места или потребовать за него большую плату.
Что будет?
Чтобы "разгрузить" дороги и тротуары от припаркованных автомобилей, в Киеве стали практиковать не продажу паркингмест в жилых домах, а их сдачу в аренду. По словам Ангелины Деревлевой, эта практика будет более полезной для города: сотрудники фирм, расположенных в доме с паркингом, смогут в дневное время ставить автомобили на охраняемое место, таким образом освободив от припаркованных машин тротуары и проезжую часть.
Кроме того, городские власти еще с конца 90-х разрабатывают варианты строительства многоуровневых паркингов в центрах городов. В Одессе до 2010 года планируют возвести 17 паркингов на территории ныне существующих открытых стоянок. В Донецке, по словам г-на Тюрина, также разрабатывается проект строительства многоуровневых паркингов. И Львове, дабы решить проблему парковки автротранспорта в центре города, планируют построить более 10 паркингов. Если планы будут реализованы, быть арендатором машиноместа станет еще выгоднее.
Татьяна Сидоренко