Платить за оценку недвижимости больше не нужно благодаря сервису от Фонда госимущества
Как стало известно порталу Domik.ua, в соответствии с приказом Фонда государственного имущества Украины от 25 июня 2021 года № 1097, введена в эксплуатацию единая база данных отчетов об оценке с модулем электронного определения оценочной стоимости и сервисом автоматического формирования электронных справок об оценочной стоимости объекта недвижимости. Об этом Фонд сообщил на своей официальной странице. Воспользоваться сервисом можно по ссылке — https://evaluation.spfu.gov.ua.
Оценочная стоимость нужна прежде всего для исчисления дохода физического лица от сделок с недвижимостью: купли-продажи (обмена), принятия в наследство, дарения и др. Ведь при заключении такого рода договоров, стороны должны уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи.Так в соответствии с Налоговым кодексом Украины, доход от продажи недвижимости определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи, но не ниже оценочной стоимости, рассчитанной модулем электронного определения Единой базы данных отчетов об оценке, или рыночной стоимости, установленной оценщиком (эта информация также должна быть внесена в базу).
Оценка недвижимости у частных специалистов обходится в 1000-2500 грн, тогда как на сервисе Фонда госимущества услуга будет бесплатной, уверяют чиновники.
«Благодаря запуску сервиса автоматической оценки недвижимости ожидаемая экономия для всех украинских граждан в будущем составит десятки и сотни миллионов гривен, ведь им больше не придется платить за услуги оценки недвижимости», — заявила заместитель главы Фонда Юлия Белова во время семинара «Цифровые близнецы городов: мировой опыт и перспективы для Украины».
Читайте также: Как зарегистрировать договор об отчуждении недвижимости в Украине: документы, налоги, нюансы
На сервисе доступны онлайн услуги для трех категорий пользователей, а именно:
- физических и юридических лиц;
- субъектов оценочной деятельности, оценщиков;
- нотариусов.
Физические и юридические лица могут получить на сервисе электронные справки об оценочной стоимости и подать заявление о рецензировании отчета об оценке. Для получения онлайн услуги необходимо войти в личный кабинет. Сделать это можно с помощью электронной подписи или средств интегрированной системы электронной идентификации (ID.GOV.UA). Е-Справка будет действовать 30 календарных дней.
Если лицо не соглашается с результатами автоматического расчета, можно обратиться к оценщику, чтобы установить рыночную стоимость недвижимости. Субъектом оценочной деятельности составляется отчет, который регистрируется в Единой базе, что можно сделать с помощью нового сервиса. Для регистрации документа все субъекты оценочной деятельности (СОД) должны сначала зарегистрироваться в базе и внести данные об оценщиках, работающих в составе СОД или по трудовому договору. Регистрация СОД допускается только с помощью электронной печати субъекта. В Налоговом кодексе указано, что регистрация отчета с присвоением ему уникального регистрационного номера осуществляется при условии, что определенная рыночная стоимость отличается от ценового диапазона похожих объектов в базе, не больше, чем на 25%. Документ будет действовать в течение 6-ти месяцев с даты оценки.
Нотариусам доступна услуга формирования выписки из Единой базы о регистрации е-Справки или отчета об оценке. Для регистрации в системе необходимо использовать личную квалифицированную электронную подпись.
Читайте также: Как зарегистрировать право собственности на новостройку — инструкция от Минюста
Программное обеспечение, уверяют в Фонде государственного имущества Украины, было разработано без единой копейки бюджетных средств. Помогло в этом Агентство США по международному развитию (USAID). Как указано в Налоговом кодексе, с целью формирования информационной основы для определения оценочной стоимости, Фонд госимущества использует источники с открытым доступом и данные о ценах, которые указаны в договорах купли-продажи, поданных нотариусами в Единую базу, а также данные о рыночной стоимости, внесенные в базу на основании отчетов об оценке.
Напомним, ранее Фонд госимущества запустил сайты, на которых размещена информация об объектах приватизации (privatization.gov.ua) и вакантной государственной недвижимости, которая сдается в аренду (orenda.gov.ua). Оба ресурса работают по принципу интернет-магазина, где есть данные об имуществе, цены и условия приобретения или использования.
Получить советы специалистов по регистрации недвижимого имущества можно на форуме Юридическая консультация.
Информационно-аналитический отдел Domik.ua
© domik.ua, 2021