Российское мнение: Высотки надо строить как космические станции
В Москве параллельно с продажей земельных участков под строительство современных высоток (по городской программе "Новое кольцо Москвы") стахановскими темпами разрабатывают новые Строительные нормы и правила (СНиПы) для возведения небоскребов.
В новые нормы, которые после доработок должно утвердить московское правительство, впервые включили раздел, посвященный комплексному обеспечению безопасности здания высотой от 76 до 400 метров. Но безопасность дешевой не бывает - по предварительным оценкам специалистов, применение новых СНиПов только по пожарной безопасности увеличит себестоимость строительства в 1,5-2 раза. Подробнее об этом рассказывает завлабораторией температуростойкости, диагностики бетона и железобетонных конструкций НИИ бетона Владимир Соломонов
"Западных архитекторов подвела экономность"
Владимир Соломонов: Бум строительства небоскребов в США и Европе пришелся на 70-е годы XX века, но только после крушения башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и недавнего пожара "Виндзор-билдинга" в Мадриде проектировщики задумались о специальных нормах безопасности для таких уникальных зданий. "Близнецы" выдержали мощнейший удар самолетов, а погубил их пожар - слабозащищенные металлические несущие конструкции не выдержали высокой температуры и начали деформироваться, что и привело к обрушению зданий. Мадридский 32-этажный небоскреб "Виндзор-билдинг", сгоревший недавно, погубили дешевые окна-витражи. Все видели, как языки пламени распространялись по металлической облицовке "Виндзора", которая сворачивалась в рулоны от высокой температуры, а огонь переходил с этажа на этаж через полопавшиеся окна. Причиной этих катастроф стали недоработки проектировщиков, которые, впрочем, затевая новое дело, не могли предугадать всех опасностей.
Получается, что западных архитекторов подвела излишняя экономность?
Соломонов: Это можно назвать по-разному, но факт остается фактом: у небоскребов не было резервного запаса прочности на случай чрезвычайных ситуаций. В самолетах, вертолетах и космических кораблях все важнейшие системы сделаны с большим запасом и продублированы несколько раз. А проектировщики небоскребов о вопросах безопасности думали, как показало время, не в самую первую очередь. Всем казалось, что с пожарами в жилых домах люди давно научились справляться, поэтому никто не придавал особого значения повышению пожарной безопасности.
"Надо оборудовать специальные "островки безопасности"
Соломонов: У нас есть предложения, как повысить уровень пожарной безопасности высотных зданий. В высотках через каждые 7-10 этажей надо оборудовать технический огнезащитный этаж. Во время пожара техэтажи, а их стены и перекрытия выдерживают высокую температуру и дополнительную нагрузку от возможно обрушившихся во время пожара конструкций, станут своеобразными "островками безопасности" для людей. Все входы и выходы техэтажа надо оборудовать герметичными и огнестойкими перекрытиями, а помещения - системой вентиляции, чтобы люди могли там переждать пожар. Эти этажи, кстати, разделят здание по высоте на отсеки, что позволит локализовать пожар. Высотное здание надо строить по принципу Международной космической станции, где в случае чрезвычайной ситуации космонавты должны перейти в спускаемый аппарат и покинуть станцию.
Но ведь огонь может перейти с этажа на этаж по окнам, как это было в Испании.
Соломонов: Для этого в небоскребах необходимо устанавливать огнеупорные стекла. При соблюдении всех этих правил пожар изначально будет "зажат" между двумя техническими этажами.
"Цена здания возрастет в 1,5-2 раза"
Что делать людям во время пожара в высотке, если огонь отрезал им все пути отступления?
Соломонов: Они смогут переждать пожар на техэтаже. Современные технологии позволяют обеспечить их безопасность.
Как защитить металлические несущие конструкции? В зоне пожара они так или иначе подвергнутся воздействию высоких температур.
Соломонов: Их надо защищать бетоном. Во время строительства знаменитых сталинских высоток, в том числе и Главного здания МГУ, советские проектировщики именно так и сделали. В наших старых высотках основная несущая нагрузка приходится на металлический каркас, спрятанный в глубину так называемых бетонных обойм. Мне довелось проводить экспертизу Белого дома после его обстрела и пожара в 1993 году. Там внутренние помещения горели три дня, но металлические конструкции с мощной обетонировкой не пострадали. Именно поэтому здание восстановили за считанные месяцы.
Все эти меры сильно скажутся на себестоимости здания?
Соломонов: По предварительным подсчетам, она возрастет максимум в 1,5-2 раза. Но на небоскребах лучше не экономить.
"Спринг-системы эффективны против бытовых пожаров"
Сейчас в Москве, не дожидаясь новых СНиПов, активно строятся высотные дома. Насколько они безопасны с противопожарной точки зрения?
Соломонов: Самое грустное, что каждая компания, разрабатывая свои проекты, не выносит их на обсуждение специалистов разных профилей. Мы просто не знаем, как они их построили. И потому можем повторить те же ошибки, что и западные проектировщики, - один человек, как бы он ни был талантлив, все предусмотреть не может.
Можно лишь предположить, что их сделали по старым СНиПам?
Соломонов: Может быть, что-то усилили, вряд ли более... Это-то больше всего и настораживает.
Сейчас в московских высотках устанавливаются противопожарные спринг-системы (разбрызгиватели), которые в случае резкого повышения температуры начинают заливать помещения спецсоставом. Насколько они эффективны?
Соломонов: Практика показала, что - по крайней мере в прошлом - они подводили. В 1983 году горела фабрика, где делали стерильные простыни для роддомов, оснащенная спринг-системами. Так вот они не помогли. Разбрызгиватели сработали, но залили не цех, где бушевал огонь, а склад с готовой продукцией.
Богдан Степовой