Реформации вокруг жилищно-коммунальных услуг
Днями Верховный Совет утвердил общегосударственную программу реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004-2010 гг.
За соответствующий документ проголосовали 334 народных депутата из 436, зарегистрировавшихся в зале. В программе отмечается, что в связи с несовершенством системы управления жилищно-коммунальным хозяйством (при задержках с его реформированием произошло ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению) возникла необходимость в реформировании всего жилкоммунхоза, повышении эффективности и надежности его функционирования.
Целью создания программы является проведение государственной политики по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, повышению эффективности и надежности его функционирования.
Основными направлениями выполнения программы являются углубление демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, техническое переоснащение жилищно-коммунальных хозяйств, организация эффективного управления в сфере производства и предоставления жилкомуслуг.
В соответствии с направлениями деятельности программы, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ежегодно разрабатывают региональные и местные программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства.
Законом устанавливается реализация положений программы в два этапа.
В первый период с 2004-2006 гг. предусматривается завершить разработку первоочередных нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые бы способствовали проведению системных преобразований в отрасли и определяли приоритетные направления ее развития. В эти же сроки планируется сформировать новые институты управления жилищным фондом, базирующиеся на системе договорных отношений.
Кстати, за работу реформирования жилищно-коммунальных услуг народные депутаты взялись сразу же в день принятия общегосударственной программы. Так, Верховный Совет принял Закон «О жилищно-коммунальных услугах». За документ проголосовали 300 народных депутатов, против 1 из 433 зарегистрировавшихся в сессионном зале. Предметом регулирования документа являются правоотношения, возникающие между производителями, исполнителями, потребителями в процессе создания, предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг. Субъектами регулирования – органы государственной власти и местного самоуправления, производители, исполнители и потребители жилищно-коммунальных услуг.
В законе определены основы организационных, хозяйственных отношений, возникающих в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг между исполнителями и потребителями, их права и обязанности. Также в документе четко выписаны разновидности жилищно-коммунальных услуг. В зависимости от функционального назначения они делятся на коммунальные (централизованное водоснабжение и водоотведение, газо- и электроснабжение, центральное отопление, вывоз твердых и жидких бытовых отходов); по содержанию домов, строений, прилегающих территорий; по управлению домом, строением или группой домов (подписание договоров на выполнение услуг, контроль за выполнением условий договора); по ремонту помещений, домов, строений (замена элементов конструкций и сетей, реконструкция, возобновление несущей способности элементов конструкции). В зависимости от порядка утверждения цен и тарифов жилкомуслуги разделяются на три группы. Первые утверждаются специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти, вторые – органами местного самоуправления, а третьи – исключительно договором.
Помимо этого, Закон определяет порядок предоставления жилкомуслуг, регулирует вопросы доступа в квартиру для ликвидации аварий, проведение осмотров технического состояния, проверки показания средств учета, для установления санитарно-технического, инженерного оборудования, а также проведение технических и профилактических осмотров, снятие контрольных показателей со средств учета в соответствии с условиями договора.
В случае нарушения исполнителем услуг условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта претензий потребителя. Акт составляется потребителем и исполнителем услуг, скрепляется их подписями. В случае неявки исполнителя услуг в установленный условиями договора срок или необоснованного отказа от подписания акта, документ считается действительным, если его подписали не менее чем двое потребителей. Акт направится исполнителю услуг, который в трехдневный срок должен решить вопрос о пересчете платежей или выдать потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.
Плата за жилкомуслуги начисляется ежемесячно в соответствии с условиями договора. Ее размер зависит от утвержденных цен и тарифов, показателей счетчиков или по утвержденным нормам. В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг, исполнитель не менее чем за 30 дней сообщает об этом потребителю с указанием причин изменения стоимости и предоставления соответствующих обоснований со ссылкой на согласование с соответствующими органами.
Второй этап общегосударственной программы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства предполагается на 2007-2010 гг. В этот период будут проведены мероприятия, направленные на полное возмещение предприятиям экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг, обеспечить население жилкомуслугами высокого уровня и качества в соответствии с требованиями национальных стандартов.
И напоследок, согласно украинскому законодательству, финансовое обеспечение выполнения программы будет проводиться за счет бюджетных и внебюджетных средств.