Нужен ли Киеву «мост Кирпы»?
Расчетная стоимость Дарницкого моста превышает 6 млд. грн. и, вероятно, в дальнейшем будет еще выше. На это строительство уже потрачено около 2 миллиардов. И понятно, что государственных денег жалко. Но, говорят, разобрать возведенные конструкции обойдется ни чуть не меньше, чем уже сюда вложено.
«Кирпы уже нет, а нам теперь мучайся с его мостом…», - такое мнение довелось услышать в кулуарах при обсуждении проекта комплексной транспортной схемы города Киева, представленного на минувшем градосовете.
В соответствии с проектом, до 2020 года будет построено три новых мостовых перехода через Днепр. В том числе железнодорожно-автомобильный на участке Киев-Московский – Дарница, который мостостроители нарекли «незаконнорожденным».
Как считает главный инженера проектов института «Киевсоюздорпроект», профессор Георгий Фукс, город действительно нуждается в железнодорожном мосте через Днепр, но он должен быть расположен за пределами города. Целесообразность строительства в центре, рядом с имеющимся – весьма сомнительна. Она обосновывается якобы недостаточной пропускной способностью существующих железнодорожных мостов, но это не подтверждается Генеральным планом.
Совмещение железнодорожного моста с автодорожными проездами – достоинство сомнительное: авто-подходы к мосту неудобны и сложны. К тому же расположение старого и нового мостов практически вплотную портит существующий архитектурный ансамбль.
По заявлениям железнодорожных чиновников, мост будет сдан в эксплуатацию в 2006 г., но до сего времени не утверждено его проектное решение. Проект Дарницкого железнодорожного моста амбициозен – подытожил профессор и выразил надежду, что новая власть Украины внимательно изучит проблему и решит, стоят ли эти амбиции миллиарды долларов.
Однако, главный архитектор Киева Василий Присяжнюк призвал присутствующих членов градостроительного совета принять факт сооружения этого объекта, как вопрос уже окончательно решенный и обжалованию неподлежащий.
Было отмечено, что на это строительство уже потрачено около 2 млд. грн. государственных денег, а потому его необходимо закончить в ближайшее время и новую транспортную схему Киева рассматривать с учетом этого сооружения.
Между тем не все сочли возможным поддержать такую позицию. По мнению корифеев архитектуры, ввод в эксплуатацию такого важного объекта, как мостовая переправа через Днепр, не предусмотренной Главным градостроительным документом – Генпланом, может повлечь за собой самые серьезные последствия, как было сказано – градостроительную революцию.
Дело в том, что этот мост предполагает наличие нового вокзала, транспортных подъездов и развязок и многое другое, чего на сегодня нет. Кроме того, пуск моста с проектной интенсивностью движения 35-37 тыс. приведенных единиц в сутки, увеличит транспортную нагрузку именно на центральную часть города, тогда как цель рассматриваемой комплексной транспортной схемы максимально ее снизить.
Начальник Киевской городской службы украинской государственной инвестиционной экспертизы «Киевгосэкспертиза» Анатолий Карминский считает, что целесообразность этого строительства стоит под большим вопросом – к этому надо отнестись очень серьезно и не спешить выносить проект транспортной схемы в таком виде на утверждение Киевсовета.
Его служба ежемесячно проводит мониторинг строящегося моста и, по подсчетам экспертов, там освоено меньшая часть от заявленного – со всеми натяжками не больше миллиарда. Выяснять куда делись остальные деньги – предмет разбирательства других структур. Но если завтра после пуска моста в городе будет коллапс, это обойдется всем гораздо дороже.
Это мнение поддержал и Юрий Иржицкий – глава правления компании «Мостобуд», которая принимает участие в строительстве моста, прозванного в народе, «мостом Кирпы». По его словам, мостостроители 12 лет сидели без работы и с радостью принялись за новый объект. Но сегодня уже нет ни Кирпы, ни его управления, а расчетная стоимость моста превышает 6 млд. грн. и, вероятно, в дальнейшем будет еще выше. Это намного дороже, чем обходится строительство Подольского моста. За такие деньги можно построить чуть ли не два мостовых перехода. Не говоря уже о ремонте всех имеющихся.
Между тем, сегодня «мост Кирпы» активно строится. И понятно, что потраченных денег жалко. К тому же, говорят, разобрать возведенные конструкции обойдется чуть не меньше, чем уже сюда вложено. Остается надеяться, что новая власть все же примет дальновидное решение, как бы болезненно это не было. И не будет оставлять своим приемникам проблемы еще большие, чем те, что приходится решать ей сегодня.
Наталья Ярош