Сегодня мы рассмотрим перспективу развития весьма интересного во всех отношениях старого квартала на Подоле, ограниченного улицами Межигорская, Спасская, Константиновская и Хоревая. Интересного, в первую очередь, своей историей, архитектурой и градостроительным значением. Но, обо всем по порядку...
Сегодня мы рассмотрим перспективу развития весьма интересного во всех отношениях старого квартала на Подоле, ограниченного улицами Межигорская, Спасская, Константиновская и Хоревая. Интересного, в первую очередь, своей историей, архитектурой и градостроительным значением. Но, обо всем по порядку...Современная история омоложения квартала началась со строительства торгово-общественного центра "Самсон", на 1-м этаже которого располагается столь полюбившаяся многим киевлянам "Домашняя кухня". Позднее инвесторы обратили свой взор на 2-этажное здание по адресу: Межигорская 3/7Б, находящееся в глубине квартала. Здание подверглось капитальной реконструкции с надстройкой двух этажей. Генподрядчиком по реконструкции была фирма "Гранит", а заказчиком - "Житло-Инвест". Интересно, что задание на проектирование звучало как "реконструкция дома с надстройкой и устройством мансардного этажа с пристройкой".
Собственно, этой пристройкой и является рассматриваемый объект, а существующую формулировку менять не стали, поскольку, во-первых, это значительно притормозило бы согласовательный процесс, а во вторых, такая формулировка не идет в разрез с концепцией развития данного района и не встретила негатива со стороны Управления охраны памятников. Напомним, что практически весь Подол в его современных границах является историко-культурным заповедником, и любой проект, будь то строительство или реконструкция, обязательно анализируется соответствующими органами на предмет уместности реализации и соответствия внешнего облика будущего объекта сложившемуся образу подольской архитектуры.
После сдачи в эксплуатацию небольшого дома №3/7Б творческой архитектурной мастерской "А. Пашенько" было доверено разработать проект возведения крупного офисно-жилого комплекса со встроенными общественными помещениями, которое должно быть пристроено к отреставрированному дому.
В 1970 году на этом месте осуществлялась прокладка Куреневско-Красноармейской линии метрополитена. Поскольку глубина закладки перегона от станции "Контрактова площа" до станции "Тараса Шевченко" была минимальной, линия проводилась "под линейку" поперек нескольких кварталов - от самой площади до кинотеатра "Жовтень". Таким образом, вся эта просека оказалась "выбитой". Если взять исторические справки, то все подольские кварталы были довольно плотно застроены малой и средней величины жилыми и общественными сооружениями. В 1811 году весь Подол сгорел во время страшного пожара, а единственным зданием, уцелевшим в этом квартале, был Домик Петра, выложенный из камня. В срочном порядке был заказан проект планировки и восстановления Подола (более подробно об этом читайте ниже в исторической справке).
Восстановление Подола оказалось весьма удачным, революционным, поскольку появились довольно широкие по тем временам проезды и зеленые насаждения. В этих кварталах сформировалась насыщенная усадебная застройка. По мнению градостроителей послевоенной эпохи, дома, стоящие на линии прокладки метрополитена, не представляли собой серьезной архитектурной ценности, и поэтому было принято решение об их сносе. И метрополитен, проходя дальше и частично "цепляя" Гостинный Двор, ныряет глубже под ул. Сагайдачного в сторону Почтовой площади. Непосредственно под рассматриваемым кварталом залегает станция "Контрактова площа".
Проектом предусмотрено 34 квартиры, средних по площади, но отвечающих всем современным требованиям. Кроме того, исторически на Подоле площадь квартир имеет куда меньшее значение, нежели окружение, атмосфера и вид, допустим, на Андреевскую церковь. Из них: 1 однокомнатная, 12 двухкомнатных, 13 трехкомнатных, 7 четырехкомнатных и 1 пятикомнатная квартира в 140 кв. м общей площади с мансардными окнами. Некоторые из них - 2-уровневые, располагаются на 5-м и 6-м этажах. Планировка большинства квартир может изменяться благодаря монолитно-каркасной технологии строительства.
Архитектурно часть зданий будет решена в стиле "подольского" модерна, а некоторые секции - ближе к классике и даже, где-то, украинскому барокко. Наличие небольших башенок, эркеров и мансардных окон придаст зданию дополнительный шарм и изящность. Не стоит забывать, что очень важным при строительстве новых зданий в исторической среде является их соответствие по масштабу старой застройке, как по этажности и высоте, так и по объему, дабы новые строения не диссонировали с окружением. Именно этим принципом и руководствовались архитекторы. Боковые стены и примыкания решены таким образом, чтобы в будущем не возникли проблемы с реконструкцией или воссозданием старых зданий квартала.
В оформлении фасадов зданий активно применяется архитектурный прием "порцеляция" - как по цветовым решениям, так и вертикальная порцеляция по пластике. А конфигурация оконных проемов продиктована пролетами между металлическими стойками, образующими жесткий каркас основной части зданий.
Если говорить о внешнем виде крыши всех блоков комплекса, то архитекторы решили уйти от приевшейся "металлочерепицы", и предложили фальцованную кровлю с разделительными гребнями, в разных цветовых решениях. Это будет смотреться достаточно респектабельно и гармонировать с крышами старого Подола.
В условиях густо застроенного и людного Подола очень актуальной сегодня является транспортная проблема. Проектантами данного комплекса предусмотрен подземный паркинг практически под всем пятном здания, рассчитанный на 85 автомобилей при 34 квартирах. При расчете количества парковочных мест учитывался тот факт, что статус будущих владельцев жилья позволит им владеть более чем одним авто, а также возможность аренды или выкупа части паркинга менеджментом офисов. Въезд в паркинг будет осуществляться со стороны ул. Хоревой.
Андрей Пашенько: "Этим проектом мы показываем, как можно безболезненно замкнуть периметральную застройку старого квартала, не нарушая исторически сложившуюся архитектуру Подола. Аналогичным способом при удачной реализации этого проекта возможно строительство над линией метро на других кварталах до кинотеатра "Жовтень".
Выдержки из исторической справки об окружении будущей застройки и о здании, формирующем квартал на углу улиц Межигорской и Спасской:
":Улица Межигорская лежит параллельно Днепру от Контрактовой площади до Заводской улицы. Одна из древнейших улиц города:
После пожара 1811 года на Подоле улица была реконструирована. Она является частью регулярного классицистического планирования Подола, которое было разработано московским архитектором В.И. Гесте и выполнено в натуре киевским городским архитектором А.И.Меленским. Застройка улицы преимущественно периметральная:
Улица Спасская проходит от Константиновской улицы до Набережно-Крещатицкой. Известна с начала XVII столетия. Название происходит от церкви Спаса Преображения, которая на тот момент располагалась на месте современного дома №9. После пожара на Подоле Спасская была полностью перепланирована: Обе улицы частично сохранили историческую застройку конца XIX - начала XX в.в., характерную для Подола:
:Место современного дома №3/7 на углу Межигорской и Спасской было очень выгодным и престижным для торгового Подола, поскольку совсем рядом размещался Контрактовый дом (сейчас восстановленный), Гостинный Двор, рынок. Неслучайно значительную часть доходного дома занимали магазины, склады:
Существующее сегодня 4-этажное сооружение и флигели во дворе имеют сложную строительную историю, возводились в несколько этапов. Первоначально в усадьбе существовал комплекс отдельных 1-2-этажных сооружений, позднее объединенных в единый объем. При этом отдельные старые сооружения были снесены. Учитывая это, фасады дома - достаточно своеобразные, поэтому здание не имеет стилистической целостности и выразительности:
В конце XIX века в Киеве происходил очередной строительный бум, связанный с развитием и расцветом промышленности и оживлением торговли. В это время активно сооружаются многоэтажные доходные дома, первые этажи которых занимали магазины, лавки, склады и т.д. Владеть малоэтажными домами становится нерентабельным, поэтому владельцы начинают активно строить новые дома или достраивать старые. Николай Балабуха (наследник и потомственный владелец углового дома) тоже надстраивает существующий 2-этажный угловой дом, и в 1901 году уже упоминается 4-этажный дом на подвалах:
:В доме квартиры сдавались жильцам. Стоимость квартир была разной: от 600 рублей в год за 6-комнатную квартиру до 60 рублей за квартиру в подвале:
:Периметральная застройка усадьбы полностью сформировалась в 1912 году:
:В период строительства метро в 1970-х годах все 1-этажные сооружения были снесены и двор утратил свой замкнутый характер, став сквозным между Спасской и Межигорской:
..Дом №3/7 является нововыявленным памятником архитектуры: Флигельный дом в усадьбе не состоит на государственном учете как памятник истории и культуры. Является ценностью как пример фоновой застройки конца XIX - начала XX в.в.
Территория входит в охранную зону Государственного историко-архитектурного заповедника "Стародавнiй Київ".