"Неулаженный" Реестр
Регистрация ипотек — это далеко не вся работа исполнительной власти по совершенствованию функционирования рынка недвижимости в Украине. Недавно, например, вступили в силу изменения к Временному положению о порядке регистрации прав собственности на недвижимое имущество. А сам Реестр тем временем уже передан Государственному комитету по земельным ресурсам.
Государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество — это единая электронная система, в которой, по замыслу, должны содержаться данные о собственниках недвижимого имущества, его расположении, технических характеристиках и стоимости. Он призван обеспечить пожизненное сохранение данных о недвижимости, ее состоянии, смене владельцев, перестройке или перепланировке, а также повысить уровень защиты прав на недвижимое имущество, содействовать созданию условий для функционирования цивилизованного рынка недвижимости в Украине и активизации инвестиционной деятельности. Работу этого Реестра на данный момент регулирует Временное положение о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество.
Изменения, внесенные в Положение, связаны со вступлением в силу в январе этого года нового Гражданского кодекса. В нем, в отличие от его предшественника — Гражданского кодекса Украинской ССР, — содержится целый ряд новшеств относительно права собственности граждан на недвижимость. Прежде всего в нем значится, что любой договор купли-продажи недвижимого имущества составляется в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному заверению и государственной регистрации.
Кроме того, новый кодекс предусматривает право отказа от собственности на недвижимое имущество, а также определяет дальнейшую судьбу бесхозной недвижимости. Таким образом, во Временное положение пришлось вносить целый ряд поправок и добавок.
Первым изменением стало добавление слова "государственная" к слову "регистрация" в названии самого документа. Дальше в Положении уточнили, что же такое "государственная регистрация прав собственности на недвижимое имущество", и определили, что такую регистрацию должны проводить бюро технической инвентаризации (БТИ) в границах определенных административно-территориальных единиц и на основании соответствующих решений местных органов исполнительной власти. Причем регистрация в пределах одного населенного пункта несколькими БТИ не допускается.
Если же какой-нибудь особо сознательный гражданин решится отказаться от своей недвижимости, то, согласно новой версии Положения, соответствующая запись также должна быть внесена в Реестр. Бесхозное же недвижимое имущество берется на учет БТИ по месту нахождения на основании заявления органа местного самоуправления. При этом в соответствующем разделе Реестра ставится отметка "бесхозное".
Есть в изменениях к Положению и еще несколько интересных моментов. Например, теперь в нем уточняются причины, на основании которых может быть отказано в регистрации, а также основания для закрытия регистрационного дела. Кроме того, изменен и общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о проведении регистрации или отказе в ней. Теперь он составляет не 60 календарных дней, как было раньше, а всего 30. При этом правоустанавливающие документы, необходимые для оформления прав собственности на недвижимость, будут приниматься только при условии проведения их государственной регистрации. Правда, такое требование начнут предъявлять только после того, как заработает Государственный реестр сделок.
Тем не менее, несмотря на видимость государственной работы с регистрацией недвижимости, сам Реестр, выражаясь языком компьютерщиков, просто "завис". Сложности с его "воплощением в жизнь" обнаружили себя сразу после возникновения самой идеи о создании Реестра.
Министерство юстиции получило полномочия регистрировать права на недвижимость в конце 1997 года, когда Президент своим Указом №1396 утвердил Положение о Минюсте. В начале 1998 года во исполнение Указа Президента Кабмин издал распоряжение, которым и возложил на Минюст задачу создания единой системы государственной регистрации. И все было спокойно до тех пор, пока, собственно, регистрация не началась.
Временное распоряжение вступило в силу 1 октября 2002 года. Тогда же и начались проблемы. Многие БТИ (которые, кстати, и до этого занимались регистрацией прав на недвижимость) попросту отказались предоставлять информацию для Государственного реестра. Мотивация была примерно такова: БТИ и реестры находятся в ведении органов местного самоуправления, а Минюст хочет подчинить их себе.
Противники Реестра обвиняли Положение в несоответствии Законам Украины "О местном самоуправлении", "О предпринимательстве" и "Об информации". И доля правды в их словах была. Несмотря на предоставленное Минюсту Президентом и Кабмином право регистрировать недвижимость, документ действительно содержит некоторые несоответствия. И даже если взять новый Гражданский кодекс, то в нем говорится, что право собственности и прочие вещные права на недвижимость, а также ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации соответственно закону.
Беспокоило многих и то, что все органы государственной власти, начиная от Налоговой и заканчивая СБУ, могли совершенно беспрепятственно получить доступ к любой информации даже без указания конкретных причин, просто "в связи с выполнением полномочий". Ссылались оппоненты Минюста и на то, что услуги по регистрации недвижимости в связи с введением новой системы могут серьезно подорожать. И если последний вопрос разрешили установлением в законодательном порядке тарифов, то вопрос о доступе к информации из Реестра органов государственной власти остается открытым до сих пор.
А 17 августа прошлого года Кабинет министров Украины издал постановление, которым предполагается объединить Государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество с Государственным реестром земель и создать к 1 января 2005 года единый Государственный реестр прав на землю и недвижимое имущество. Держателем нового Реестра назначен Государственный комитет по земельным ресурсам, а администратором (тем, кто будет заниматься программно-информационным обеспечением) — Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете по земельным ресурсам.
Как сообщил министр юстиции Украины Александр Лавринович, в соответствии с этим постановлением, база данных Реестра прав собственности на недвижимое имущество была передана Государственному комитету по земельным ресурсам. Тем не менее технических условий для эффективной работы Реестра в Госкомземе нет.
Значительная часть БТИ по-прежнему не подключена к системе Реестра. В результате, например, там полностью отсутствует информация о владельцах недвижимости в Киеве. Стимулов исправлять сложившуюся ситуацию у Минюста уже нет. Что будет с Реестром после января 2005-го — тоже пока не ясно. Конечно, такая ситуация является весьма выгодной для многих крупных владельцев недвижимости, которым излишнее внимание к их собственности государственных органов (например, Налоговой) совсем ни к чему.
С другой стороны, Временное положение о порядке государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество тоже имеет ряд существенных недостатков — и в отношении доступа органов государственной власти к информации из Реестра, и в отношении того, что им не определена ответственность должностных лиц за ведение Реестра.
Казалось бы, все эти вопросы может решить принятие Закона Украины "О государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества". В нем можно было бы и доступ к информации, и ответственность за нее прописать. Да и вопрос о всяческих несоответствиях украинскому законодательству тоже сам по себе бы отпал. Но закона как не было, так и нет.
И полноценного Реестра тоже нет. Хотя при правильном подходе он действительно мог "обеспечить пожизненное сохранение данных о недвижимости, ее состоянии, смене владельцев, перестройке или перепланировке, а также повысить уровень защиты прав на недвижимое имущество, обеспечить признание и защиту государством этих прав, содействовать созданию условий для функционирования цивилизованного рынка недвижимости в Украине, активизации инвестиционной деятельности".