Неизбежная отсрочка
Налог на недвижимость будет, но не в следующем году. Владельцы маленьких и больших квартир могут спать спокойно. По крайней мере, ближайшие 12 месяцев. Налога на недвижимость в следующем году не будет.
Налог на недвижимость будет, но не в следующем году
Владельцы маленьких и больших квартир могут спать спокойно. По крайней мере, ближайшие 12 месяцев. Налога на недвижимость в следующем году не будет. Такой новостью порадовало Министерство финансов, занимающееся подготовкой закона о налоге на недвижимое имущество. И хотя сам законопроект уже был представлен широкой аудитории, на его доработку уйдет как минимум год. Как признаются в Минфине, такой срок потребуется для консультаций с рядом других министерств и ведомств. Но это далеко не единственный фактор, тормозящий принятие закона…
Главное — идея
В том, что недвижимость в Украине налогом облагаться когда-нибудь все-таки будет, сомнений нет. Вопрос только в том, когда именно. Впервые о налоге на недвижимость заговорили еще году в 1996 году. В 2000-м статью о нем даже внесли в проект Налогового кодекса, но… сам кодекс так и не приняли.
Вообще со времени появления самой идеи о налоге предложений по поводу того, что именно и по какой ставке облагать, а также куда девать вырученные деньги, было великое множество. Одна из самых оригинальных родилась в прошлом году. Тогда специальная комиссия Верховной Рады во главе с депутатом Екатериной Фоменко предложила ввести налог на недвижимость для "лиц с высокими доходами", а вырученные деньги направить на компенсацию обесцененных вкладов населения в Сбербанке СССР.
Об уровне доходов каждого отдельно взятого субъекта предлагалось судить по жилью, которое тот имеет в своем распоряжении. Так, облагать налогом по ставке 0,05% и выше планировалось только ту недвижимость, стоимость которой превышала $50—70 тыс. Что значит "0,05% и выше", а также какую именно стоимость должна превышать облагаемая налогом квартира, для большинства непосвященных в тонкости работы специальной комиссии так и осталось загадкой. Впрочем, необходимость отгадывать ее отпала вследствие закономерного и естественного отмирания идеи.
Тем более что в умах государственных мужей уже укоренилась другая, правду сказать, более здоровая идея о налогообложении всей без исключения недвижимости в государстве. Правда, со льготами для не слишком избалованных лишними квадратными метрами граждан. Именно эта идея была заложена в так и не принятый Налоговый кодекс. И именно она легла в основу специального закона, на доработку которого Минфин потратит еще как минимум год.
Бедняков обещают защитить
Законопроект, о котором идет речь, был представлен Министерством финансов в прошлом месяце. Согласно ему, объектами налогообложения являются жилые дома или их части (квартиры), садовые дома, дачи, гаражи и т. п., а также сооружения — материальные объекты, подпадающие под определение первой группы основных фондов в соответствии с законом "О налогообложении прибыли предприятий".
Как говорится в пояснительной записке, проект закона подготовлен с целью привлечь дополнительные средства в местные бюджеты сел, поселков и городов Украины. Правда, сразу стоит сделать оговорку. В местные бюджеты, согласно законопроекту, попадут только те деньги, которые в качестве налога на недвижимость уплатят физические лица. Средства же, полученные от юридических лиц и предпринимателей, будут направляться в государственный бюджет.
Ставка налога в законопроекте точно не указана. Определены лишь границы, в которых она может колебаться: от 0,5 до 1% оценочной стоимости объекта недвижимого имущества за год. Окончательный же размер ставки должны будут устанавливать органы местного самоуправления при утверждении местных бюджетов.
Как уже отмечалось, для физических лиц предусмотрены льготы, причем такие, что, по разным подсчетам, они коснутся от 70 до 93% населения Украины. Так, не будут облагаться налогом помещения, которые являются основным местом жительства, из расчета 21 квадратный метр общей площади на каждого члена семьи плюс 20 квадратных метров на семью. Если же ваша квартира оказалась больше, то платить налог придется только за "лишнюю" площадь. Кроме того, не коснется налог и одиноких пенсионеров (или пары пенсионеров), если общая площадь их жилища не превышает 80 квадратных метров.
Дачный (садовый) домик общей площадью менее 80 квадратных метров тоже не будет облагаться налогом. Правда, и здесь есть свои сюрпризы. Согласно законопроекту, льготы применяются по отношению только к одному строению (квартире или дому) или одному дачному домику, независимо от того, какое количество подобных объектов принадлежит семье. То есть если вы имеете в своих владениях, скажем, "хрущевку" в Киеве и еще дачный домик где-нибудь под Вышгородом, то за один из этих объектов придется заплатить сполна. Кроме того, все перечисленные выше льготы применяются лишь в том случае, если помещения не используются для получения прибыли.
Об оценке недвижимости, реестре и прочих несуразностях
Впрочем, в законопроекте этом не так все ясно и понятно, как хотелось бы. Одним из таких неясных моментов остается оценка недвижимости. К этому вопросу разработчики проекта подходят просто с завидной последовательностью. Ведь еще в 2000 году больше всего критики в адрес налога на недвижимость звучало именно в связи с нерешенной проблемой оценки имущества.
Если с имуществом предприятий все более или менее понятно (в расчет будет браться балансовая стоимость объекта), то сколько придется платить за квартиры, превышающие лимит площади, остается только гадать. "Особый порядок оценки" такого имущества должен разработать и утвердить Кабинет министров в течение месяца после публикации закона. Так говорится в редакции законопроекта, существующей на сегодняшний день.
Еще одним нерешенным вопросом, способным свести на нет все попытки заставить граждан платить налог на недвижимость, является Единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество. Точнее, его отсутствие. А еще точнее, отсутствие не самого реестра, а данных, которые должны в нем содержаться.
Порядок начисления и уплаты налога на недвижимое имущество определен в законе следующим образом. Налоговая служба на основании данных Государственного реестра прав собственности на имущество и ставки налога, принятой местными органами, определяет налоговые обязательства человека на год и направляет ему по почте до 15 апреля текущего года соответствующее уведомление. Вот тут-то и начинаются проблемы. Дело в том, что большинства необходимых данных, которые потребуются налоговым службам для определения налоговых обязательств граждан, в вышеупомянутом реестре просто нет.
В одном из прошлых номеров "Кіевскій телеграфъ" уже подробно останавливался на проблеме Реестра прав на недвижимость. Если попробовать описать ситуацию в нескольких словах, то проблема возникла из-за конфликта между множеством местных БТИ, непосредственно занимающихся регистрацией прав на недвижимость, и Министерством юстиции, которое на тот момент являлось держателем реестра. Проще говоря, БТИ попросту отказывались передавать данные в Киев, мотивируя это тем, что Минюст хочет незаконно (то есть в отсутствие соответствующего закона — распоряжение министерства они не признавали) подчинить себе украинские БТИ.
В начале этого года, в соответствии с распоряжением Кабинета министров Украины, Реестр прав собственности на недвижимое имущество был передан Государственному комитету по земельным ресурсам для создания Единого государственного реестра прав на землю и недвижимое имущество. Таким образом, к проблеме отсутствия необходимых данных в реестре (к примеру, там вообще нет данных о собственниках недвижимости в Киеве и Одессе — самых дорогих с точки зрения недвижимости городах) добавилась еще и проблема функционирования этого реестра, потому как технических условий для эффективной его работы в Госкомземе нет.
Вместо послесловия
В общем, проблему решить пока так и не удалось. Причем характер ее отнюдь не временный, и без эффективных решений на законодательном уровне (к примеру, принятия закона о реестре) сдвинуть дело с места вряд ли удастся. И ни год, ни два "на доработку закона" Минфину не помогут. Без реестра налоговые службы просто не смогут собрать с физических лиц налог на недвижимость. Конечно, если только при доработке закона порядок начисления и уплаты налога не изменится. А за год ведь многое может произойти. И не только в порядке уплаты, но и в самом налоге. Тем более что время будет уже не предвыборное, а значит, найдется возможность для принятия и не слишком популярных законов.
Ирина СВЕТИКОВА