Подать объявление

Минстрой призывает коммунальщиков прекратить воровать, если хотят работать безубыточно

Минстрой призывает коммунальщиков прекратить воровать, если хотят работать безубыточно
Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства постепенно входит в «активную фазу». Конечно, подтолкнуло к этому повышение стоимости энергоносителей. Но главное в том, что движение началось, и теперь необходимо проанализировать, что же по-настоящему мешало отрасли работать эффективно и безубыточно. Одновременно сказать и о том, какие возможны выходы для этой сферы.
На одном из совещаний, организованным в рамках 4-й Международной выставки «Комунтех 2006», с подобного рода анализом выступил заместитель министра Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук. Присутствующим на совещании руководителям городских коммунальных служб довелось услышать не только о том, как предлагается реформировать систему. Приведенные высшим чиновником факты больше свидетельствовали о субъективном характере причин, из-за которых городское жилищное хозяйство в Украине до сих пор остается на столь низком уровне. А если использовать стилистику недавнего – пятничного - заседания СНБОУ, то состояние его вообще угрожает национальной безопасности страны.
 
По словам Григория Семчука, два направления, которые ложатся в основу реформирования ЖКХ – это: тарифная политика и вопросы энергосбережения.
 
От взвешенной тарифной политики зависит определение путей развития этой отрасли, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, а также создание условия для безубыточной деятельности предприятий ЖКХ. Именно такая политика может обеспечить баланс общественных интересов производителей, поставщиков и потребителей коммунальных услуг.
 
Но тарифная политика в этой сфере от начала 90-х гг. сохранила много нерешенных проблем.
 
В частности, до сих пор не разработана нормативно-правовая база, которая бы четко регламентировала процедуру утверждения тарифов. А та, которая есть, дает достаточно оснований говорить о сложном процессе, который на самом деле тормозит путь к тарифам. Более всего нерешенными остаются вопросы о тарифах на водотеплоснабжение и водоотвод – поскольку слишком часто нивелируется разница между понятиями установления и регулирование тарифов.
 
В нынешних условиях, когда тарифы являются наиболее важным и почти единственным источником формирования финансовых ресурсов на предприятиях ЖКХ, неэффективная реализация тарифной политики практически не позволяет обеспечить безубыточное функционирование этих предприятий. Собственно, это отрицательно сказывается на качестве их услуг.
 
По признанию заместителя министра, практически во всех регионах не соблюдаются нормы действующего законодательства по отношению к установлению тарифов, которые не должны быть ниже, чем затраты на производство услуг. Положительных сдвигов в этом вопросе пока нет. Тарифы для населения по Украине в среднем компенсируются на уровне 60-80%. Как свидетельствуют показатели, в регионах серьезно этим вопросом стали заниматься только в последнее месяцы.
 
Тарифы для коммерческих потребителей сегодня превышают уровень тарифов для населения в 2-3 раза, и как следствие – остается перекрестное субсидирование. Но из-за незначительного объема услуг этой категории потребителей они так и не покрывают убытков от оказанных услуг населению.
 
Общая сумма задолженности потребителей в нынешнем году, по словам Григория Семчука, составила около 7,5 млрд. грн, из которых 65% - это долги населения, 30% - коммерческих потребителей. Еще большая сумма задолженности самих предприятий ЖКХ – 8,8 млрд. грн, в том числе за энергоносители – 4,5 млрд. грн., за газ 2,1 млрд. грн, 2,4 млрд. грн – за электроэнергию. «Вот как мы хозяйничаем!» - подитожил замминистра.
 
Что же удивляться таким показателям, если расчеты себестоимости услуг надлежащим образом ни в одном регионе не проработаны? По анализу Минстроя, очевидны продолжающиеся отрицательные тенденции по росту затрат, непосредственно не связанных с производством услуг. Опережающими темпами возросли административные и другие затраты. «Как же так получается, что у нас из года в год падают объемы реализации воды, но при этом численность аппарата на предприятиях водоснабжения возрастает?» – спрашивает замминистра. В Украине на 1 тыс. потребителей работников водопроводно-канализационного хозяйства больше 5 человек, что превышает показатели в Молдове, России и других странах. Для сравнения – в США 0,3 чел. работников на тысячу потребителей.
 
В общем объеме «других» операционных затрат в системе водо- теплоснабжения составила уже в этом году 459 млн. грн – около полмиллиарда. На 1 куб м. воды именно этих операционных затрат тратится 9 копеек. Стоит ли искать инвестиции, если их можно найти у себя?
 
Вот еще один пример, свидетельствующий о том, как на самом деле используются деньги, которые потребители платят за оказанные (и неоказанные) услуги. Недавно по запросу Минстроя органами КРУ была осуществлена проверка предприятий жилищного хозяйства Оболонского района Киева. Оказалось, что в этом году ими было «списано» 15 млн. гривен только на юридические услуги! Сообщая об этом, Григорий Семчук не скрывал своего ужаса и намеков на использование этих средств на оплату услуг «дружеских» и родственных фирм. Замминистра потребовал, чтобы результаты этой проверки были переданы в прокуратуру. «Хватит воровать!» - в сердцах призывал он.
 
Какие же цели преследуют инициаторы реформирования ЖКХ? По словам замминистра, их несколько. Это – защита прав потребителей относительно обеспечения соответствия цен и тарифов на услуги отрасли, их качества и количества; внедрение рыночных методов хозяйствования и создание равных условий для деятельности всех субъектов на этом рынке; стимулирование экономного использования материальных и энергетических ресурсов; повышение производительности труда… «Мы уже забыли о понятии «производительность труда», которое в советское время определяло отдельное направления контроля и которое до сих пор всячески культивируется в США, Японии и в других странах», - заметил Григорий Семчук.
 
Учитывая мировой опыт, необходимо также усовершенствовать систему тарифного регулирования. Она должна стимулировать предприятия к снижению затрат и повышению качества услуг, способствовать привлечению инвестиций именно на развитие, обеспечивать необходимый объем финансовых ресурсов на обновления основных фондов, создавать условия для развития конкурентных отношений в ряде отраслей ЖКХ, наконец, создать механизмы, которые позволяет снизить политизацию процесса установления тарифов на услуги ЖКХ.
 
Хотя какой же инвестор захочет иметь с нами дело при такой тарифной политике и ее реализации? Замминистра рассказал, как, пребывая в одной из областей, он убедился в том, что никто там не занимался пересмотром тарифов и их формированием согласно новой методике, разработанной Минстроем и утвержденной Кабмином. Многие ответственные работники руководители государственных администраций в Украине совершенно не знают тех документов правительства, по которым надлежит формировать тарифы, - вынужден был признать министерский чиновник.
 
И все же в Минстрое оглядываются на известные в мире модели регулирования. В частности, относительно деятельности субъектов природных монополий в сфере тепло- и водоснабжения регуляторные функции могут быть возложены на специально созданный центральный орган. По второй модели, эти функции выполняют центральный орган исполнительной власти и исполнительные органы системы местного самоуправления или специально созданные региональные регуляторные органы. В странах Евросоюза, СНГ и Ближнего Востока используется именно вторая модель. По мнению нашего Минстроя, для Украины лучше всего подошел бы латвийский опыт, по которому деятельность каждого субъекта хозяйствования должна регулироваться одним органом. В то же время, в предлагаемом этим ведомством законопроекте предусматривается, что областные, районные, городские и поселковые советы создадут постоянно действующие, а главное - независимые регуляторные органы (комиссии), на которые будут возложены функции регулирования тарифов на услуги ЖКХ. Для субъектов хозяйствования, которые находятся в совместной собственности территориальных громад, тарифы должны будут рассматриваться регуляторным органом высшего уровня.
 
Будет ли эффективным создание дополнительных органов, просчетов пока не предлагается. Замминистра также ничего не сказал о том, как удастся обуздать аппетиты ворующих чиновников. Ведь можно вводить, какие угодно системы и создавать еще ряд органов, а ЖКХ так и останется убыточным, если не ликвидировать подлинные причины этого его состояния. Делать что-то действительно надо, но если вместо путей реформирования предлагается только позавчерашнее определение целей, а вместо механизмов – создание непонятных органов, то тяжело поверить в скорую реализацию тех же целей. Со всего ощущалось, что и на этот раз многое сведется к принятию законов и придумыванию способов, чтобы заставить сограждан больше платить за неоказанные коммунальные услуги. О подлинных реформах в этой сфере говорить еще рано.
 
Тарас Колиснык
Оцените статью
0 голосов

Читайте также

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Купите бассейн в землю и превратите свой двор в оазис наслаждения!

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Антон Мирончук: Как «MOLODIST» вошла в ТОП застройщиков Киевщины и какое жилье ищут украинцы

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

Инвестиции в свое будущее с безопасным ЖК DELREY

1
Поделитесь вашим мнением
0 комментариев
Всі звіти про надійність новобудов безкоштовно
Обирайте новобудову в каталозі Білдконтролю та отримуйте звіт про її надійність. Це корисно.
Подробнее