Классицизм: простота и ясность
Говоря «классика», мы чаще всего подразумеваем что-то общепризнанное, устоявшееся, не подлежащее сомнению. Это почти так, если учитывать точный перевод с латинского: classicus означает «образцовый». Классицизм — стиль и направление в искусстве XVII–начала XIX века, обратившееся к античному наследию в качестве идеального образца.
Говоря «классика», мы чаще всего подразумеваем что-то общепризнанное, устоявшееся, не подлежащее сомнению. Это почти так, если учитывать точный перевод с латинского: classicus означает «образцовый». Классицизм — стиль и направление в искусстве XVII–начала XIX века, обратившееся к античному наследию в качестве идеального образца.
Возникнув в XVII веке во Франции, классицизм обрел свои наиболее характерные черты в XVIII веке, с распространением идей Просвещения. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.) призывали общество к простой и естественной жизни, что и повлияло на особенности стиля, господствовавшего в архитектуре, театре, живописи и литературе. Классицизм во многом основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, стремился к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи).
Три эпохи классицизма
Классицизм отразил гармонию искусства античных Греции и Рима, воспринятых через призму XVIII века. Своеобразным «девизом» этого стиля можно назвать высказывание немецкого историка И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, — это подражание древним».
В чем состоят отличительные черты этого направления? Прежде всего, это следование строгим правилам и канонам. Архитектуре этого стиля присущи логичность планировки и геометризм форм, подчеркнутая симметрия зданий.
Расцвет первого периода классицизма относится ко второй половине XVII века. Наиболее известные памятники этого периода — восточный фасад Лувра и садово-парковый ансамбль в Версале. В ландшафтной архитектуре классицизм этого периода использовал заимствованные у барокко большие, подчеркнуто симметричные композиции, известные и по сей день как регулярные, или французские, парки.
Со второй половины XVIII века начался следующий этап развития классицизма, для которого характерны простота и ясность. В качестве примера можно привести дворец Малый Трианон в Версале, в архитектуре которого прослеживается симметрия постройки и почти полное отсутствие внешнего декора. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся главными принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией.
Завершающим этапом классицизма — в начале XIX века — стал ампир (франц. empire — империя), связанный с именем Наполеона Бонапарта. Первый император Франции нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи и потому стремился к блеску и пышности, которые некогда окружали римских императоров. Стиль ампир отличается монументальностью и контрастными рельефными деталями, активным использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектуры (особенно военной эмблематики).
Что касается интерьеров в стиле классицизма, то и в этой области все диктовалось модой на античность. В обстановке классического дома царили покой, упорядоченность и симметрия. Декор, использующий элементы античных орнаментов, заключали в прямоугольные рамки. В оформлении стен использовались панно, сюжеты для которых заимствовались из росписей Помпеи и Геркуланума. Мебель также стилизовали под античные образцы. Предпочтения отдавались прямоугольным очертаниям. Были популярны настольные зеркала на двух стойках в виде колонн, ширмы, обтянутые ярким атласом с «китайскими» мотивами.
Русский взгляд на классицизм
В России до появления классицизма господствовал стиль, условно называемый «московским барокко», основными чертами которого были богатая отделка, асимметрия, множество росписей, изразцы на фасадах. В первой половине XVIII века появилось так называемое «петровское барокко», использующее традиции эпохи Ренессанса, барокко и отчасти классицизма. Одно из первых подобных зданий — Арсенал Московского Кремля.
И только во второй половине XVIII столетия появился знаменитый русский классицизм. Все характерные черты европейского классицизма: симметрия, единообразие, гармония, четкая планировка и масштабность нашли свое отражение в нашей архитектуре. Здание Петербургской академии художеств — одно из первых российских зданий в стиле классицизма — отличается большой сдержанностью декоративного убранства фасадов, там впервые появились портики, стали применяться декоративные колонны.
Ранний русский классицизм (1760–1770; архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Кокоринов, Ю. Фельтен, К. Бланк, А. Ринальди) сохраняет еще пластику и декор, присущие барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770–1790; В. Баженов, М. Казаков, Н. Львов, И. Старов, Д. Кваренги) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и городского дома, ставшие образцами в усадебном строительстве. Петербургский классицизм был прежде всего стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и дворянства. Его наиболее яркие представители — И. Старов (Таврический дворец, Троицкий собор и Надвратная церковь Александро-Невской лавры, ряд усадеб в окрестностях Петербурга) и Д. Кваренги (Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт, Конногвардейский манеж).
Архитектура русского классицизма многим обязана В. Баженову и М. Казакову, старавшимся сочетать основные принципы европейского классицизма и традиции русского зодчества. Автор грандиозных проектов (Каменноостровский дворец Екатерины II в Петербурге, усадебный ансамбль в подмосковном Царицыне), В. Баженов создал один из лучших архитектурных памятников Москвы — дом Пашкова. Это типичное здание эпохи классицизма: масштабное и полностью симметричное, не перегруженное декором. Композиция проста: в центре главный дом, по бокам два флигеля, а перед домом регулярный парк с фонтаном.
Много архитектурных памятников в Москве возведено по проектам М. Казакова. Построенные им Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, Московский университет, здание Сената в Кремле выдвинули его в ряд крупнейших зодчих. Наиболее яркий и цельный ансамбль Казакова — Голицынская больница. В здании Благородного собрания М. Казаков создал один из лучших интерьеров того времени — двухсветный Колонный зал.
После войны 1812 года классицизм в России, как и в Европе, перешел в свою завершающую стадию — ампир. В этот период в Москве был создан ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821–1824, архитектор О. Бове). По проекту того же архитектора было построено здание Манежа.
Особенность русского классицизма в архитектуре — небывалый масштаб организованного государственного градостроительства. Разрабатывались генеральные планы для многих городов, регламентировалось внешнее и внутреннее убранство зданий. Рубеж XVIII–XIX веков ознаменован крупнейшими градостроительными достижениями в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (архитекторы А. Воронихин, А. Захаров, Ж. Тома де Гомон, позже К. Росси). На иных градостроительных началах формировалась «классическая» Москва, застраивавшаяся небольшими особняками с уютными интерьерами. Принцип регулярности здесь сочетался с общей живописной свободой пространственной структуры города.