Как зодчие придавали советский имидж новой украинской столице
Семьдесят лет назад столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев - географический, промышленный и культурный центр республики. В стольном граде началась крупномасштабная реконструкция.
Семьдесят лет назад столица Советской Украины была перенесена из Харькова в Киев - географический, промышленный и культурный центр республики. В стольном граде началась крупномасштабная реконструкция.
Жарким летом 1934 года на киевский вокзал прибыл из Харькова спецпоезд с переселяющимся украинским правительством. Тогдашние газеты взахлеб писали, что празднично украшенный состав радостно встречали трудящиеся.
После короткого митинга партийные и советские вожди Постышев, Косиор, Петровский, Любченко, Якир, Затонский, Шлихтер и другие отправились на правительственную трибуну, установленную возле оперного театра, где приняли военный парад и лицезрели многотысячные колонны ликующих жителей новой столицы. Рассказывают, будто при этом один из вождей, указывая на золотокупольные храмы, с пафосом воскликнул: "Сей монастырский город мы превратим в социалистический!".
И началась невиданная в истории европейской цивилизации "зачистка" территории исторического центра города для возведения вместо храмов новых шедевров социалистической архитектуры. О том, как тогда придавали центру столичный лоск, я беседую с председателем архитектурно-градостроительного совета Киевской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры Владимиром ПРИХОДЬКО.
- Справедливости ради хочу отметить, что закрытие и снос церквей в Киеве, куда столетиями стекались паломники со всех концов православного мира, началось едва ли не с первых лет советской власти, - сказал Владимир Анатольевич. - Однако особый размах эта антирелигиозная кампания приобрела после переноса столицы на берега Днепра. Всего за два года после этого здесь уничтожили около двадцати храмов XI-XVIII веков. В одночасье раскурочили и взорвали древнейшие святыни - Михайловский Златоверхий и Никольский военный соборы. Снесли или переоборудовали для хозяйственных нужд 200 культовых зданий XIX и XX столетий, в частности, такие шедевры сакрального (относящегося к религиозному культу. - Авт.) зодчества, как домовая церковь Иоанна Златоуста на углу Владимирской и Большой Житомирской улиц, Железная церковь на Галицкой площади, (ныне - Победы).
- Документы свидетельствуют, что с лица земли безжалостно сносились не только храмы, которые тогда официально признавались "исключительно безобразными", но и целые кварталы, улицы, например, на Печерске.
- Частенько мне приходилось слышать от писателей, историков и градостроителей разные, порой исключающие друг друга мифы о создании в Киеве так называемого правительственного центра. Говорили, будто за его сооружением пристально следил лучший друг советских архитекторов - Сталин, а за допущенные просчеты зодчие нередко расплачивалась не только своей карьерой, но и жизнью.
- Разумеется, первым делом после переезда вождей в Киев перед градостроителями поставили задачу: в кратчайшие сроки создать правительственный центр и главную площадь новой столицы. В городе были Европейская, Думская, Контрактовая и другие площади, а вот главной никогда не бывало. Почему? Да потому, что в течение многих веков - и во времена Великого княжества Литовского, и в составе Российской империи, и при советской власти до 1930-х годов - Киев оставался центром захудалой провинции. Так вот, архитекторы Павел Алешин, Михаил Гречина, Владимир Заболотный, Николай Холостенко предлагали разместить здания правительственного центра на Печерске или в районе Крещатика. Однако наиболее радикальным был проект Петра Юрченко и Иосифа Каракиса, предусматривающий снос Трехсвятительской церкви, Михайловского Златоверхого монастыря, здания присутственных мест, где сейчас находится столичный милицейский главк. Этот проект и приняла за основу правительственная комиссия. К мнению его авторов она прислушалась, вероятно, и потому, что к тому времени Юрченко уже успел в Харькове построить Дом правительства, а Каракис в Киеве закрыть от мира громадным жилым домом древний Софийский собор. Словом, эти молодые архитекторы оч-ч-чень уж тонко понимали психологию высоких заказчиков.
- Да, но ведь им все-таки не доверили разработку проекта - для реализации их идеи объявили всесоюзный конкурс, по итогам которого, как известно, первая премия никому не досталась. А вторую присудили профессору Якову Штейнбергу. Я видел его проект и, честно говоря, он меня просто поразил своей масштабностью. Мэтр советского зодчества предложил построить два гигантских полукруглых здания ЦК и Совнаркома, а посредине этой циклопической площади - 52-метровый памятник Ленину. Но, говорят, этот проект почему-то не понравился Павлу Постышеву, который тогда занимал сразу два поста - секретаря ЦК КП(б)У и первого секретаря Киевского обкома партии.
- Поэтому-то и был объявлен очередной конкурс. Причем заказчик уже предлагал использовать под правительственный центр не только территорию Трехсвятительской церкви и Михайловского Златоверхого собора, но и Софийского собора, площади Героев Перекопа - так тогда назывался нынешний Софийский майдан. В конце концов предпочтение отдали известному ленинградскому архитектору Исааку Лангбарду, проектом которого предлагалось построить два здания-близнеца: ЦК - на месте Трехсвятительской церкви, Совнаркома - на месте Михайловского Златоверхого собора. А между ними "воткнуть" стометровый памятник-меч Ленину, от которого (на месте нынешнего фуникулера) к Днепру вели бы широкие гранитные лестницы. Кстати, в одном из конкурсных проектов памятник вождю вписали в иное место: после сноса Софийского собора предлагалось срезать два верхних яруса его знаменитой колокольни и на оставшемся прочном основании воздвигнуть гранитную статую Ильича. На месте же памятника Богдану Хмельницкому и милицейского "пентагона" была запроектирована огромная площадь с выложенной в центре красной гранитной звездой - для одновременно строевого марша 150 тысяч человек.
- Владимир Анатольевич, сведущие люди рассказывали мне, будто построенное на месте Трехсвятительской церкви шестиэтажное здание ЦК было признано неудачным, поэтому весь проект свернули, а его архитектор покончил с собой?
- Насчет Лангбарда не скажу - не знаю. А вот громоздкое и разномасштабное здание ЦК действительно не вписалось в днепровские живописные кручи. Да и в окружающую застройку тоже, ухудшив ее силуэт со стороны Левобережья. Были и другие причины (в частности - невозможность создания многосторонних магистральных связей со всем городом) - для сворачивания столь амбициозного проекта и перемещения правительственного центра в сторону Печерска.
- Но ведь в эти же годы в спешном порядке, причем уже безо всяких там конкурсов, проектируются еще несколько знаковых зданий новой столицы.
- Да, под руководством московского архитектора - академика Ивана Фомина (к тому времени он уже построил новый корпус Моссовета) на улице Кирова (ныне Грушевского, 12) приступают к сооружению самого крупного в Киеве здания - почти на четверть миллиона квадратных метров. Это сейчас в нем находится Кабмин, а строилось-то оно специально для НКВД. В суровой его монументальности причудливо смешались классический ордер с тюремной стилистикой. На фасаде красуются тульчинский гранит "под шубу" (который зачем-то выкрасили в белый цвет), пилястры и полуколонны с ионическими капителями, а в глухом дворе - какие-то казематы, сырые подземелья. К сожалению, это огромное сооружение, расположенное но в возвышенной части города, воспринимается только со стороны Днепра, да и то виден один его верх. Недаром специалисты считают, что такая неудачная посадка снижает архитектурное значение этого здания в застройке города.
А вот на противоположной стороне той же самой улицы Кирова градостроители произвели, так сказать, рокировку ценностями. Роскошный садово-парковый ансамбль с его живописными аллеями и произведением архитектора Растрелли - Мариинским дворцом - заслонили творением архитектора Заболотного - кубом Верховного Совета, который мог бы стать украшением любой городской площади. А заодно смахнули элегантную Александро-Невскую церковь - там теперь находится могила и памятник генералу Ватутину. И навсегда, по словам Бориса Пастернака, "во имя переделки мира" исчезло с глаз людских великое "царское действо".
Владимир Приходько, архитектор: "Во все времена среди наших градостроителей были такие люди - умеющие заглядывать в рот начальству и с готовностью брать под козырек".
Генрих СИКОРСКИЙ