И оживает недвижимость
Строительная отрасль Украины в последний год переживает небывалый рост. Причем буквально всего — объемов продаж, цен на недвижимость и стройматериалы. Участники строительной выставки ожидают, что и в дальнейшем их детище будет только тянуться вверх
ДОСЬЕ
XIII международная специализированная выставка “Строительство и архитектура — 2004” (осень) и IV специализированная выставка “Инвестиции и недвижимость — 2004” (осень) Место и время проведения: г.Киев, 22-26 сентября 2004 г.
Организатор: АО “Київський міжнародний контрактовий ярмарок”.
Количество участников: 690 украинских и иностранных компаний (из 21 страны).
Количество посетителей: за первые два дня зарегистрировались 10412 чел.
Площадь выставки: 22 тыс. кв.м (брутто), 11,85 тыс. кв.м (нетто).
Стоимость участия: EUR155 за 1 кв.м оборудованной площади, EUR140 за 1 кв.м необорудованной.
Общие тенденции
По единодушному мнению участников выставки “Строительство и архитектура — 2004”, в этом году по сравнению с 2003 г. темпы роста объемов строительного рынка в Украине увеличились. Если в 2003 г. по сравнению с 2002 г. прирост составил около 15-25%, то уже в 2004-м по сравнению с 2003-м — 25-35%. Одни из основных причин — более активная застройка в регионах и сокращение разрыва в темпах строительства между Киевом и областями Украины.
По словам заместителя директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО “Болеховский завод строительных материалов” (производство кирпича) Владимира Петрива, предприятие в этом году не могло удовлетворить растущий спрос: объем заказов превышал производственные возможности на 0,5 млн кирпичей (компания производит в месяц 1,6-1,8 млн кирпичей). В 2004 г. после капремонта простаивавших линий предприятие наращивает производство на 50 тыс. кирпичей в месяц.
Вместе с тем некоторые участники выставки отметили, что развитие отрасли несколько сдерживало повышение цен на металлопродукцию, которая за год (по разным оценкам) подорожала на 30-40%. Лишнее подтверждение того, что объемы строительства повышаются, — рост цен на жилье, стройматериалы, аренду торговых и офисных площадей. Кстати, многие производители связывают повышение стоимости стройматериалов не только с ростом накладных расходов (на электроэнергию, газ, модернизацию производства и др.), но и с конъюнктурным фактором.
В то же время поставщики недоумевают, почему строительные компании в качестве причин роста цен на жилье в столице называют в основном удорожание стройматериалов. Ведь стоимость жилья в 2002-2003 гг. повысилась неадекватно — почти в два раза.
Правда, дорожают стройматериалы и в этом году. Буквально в августе цена изделий из бетона стала больше на 5-12%. Что объясняется подорожанием металлоизделий (с начала года на 20%), цемента (в июле-августе цена 1 т цемента марки 400 повысилась на 5-10 грн. — до 210-230 грн. за 1 т) и т.д. Более того, некоторые операторы утверждают, что в начале следующего года возможен еще один скачок цен на базовые стройматериалы. Озвученная причина — многих производителей не устраивает сложившийся уровень рентабельности.
Даже некоторые производители окон прогнозируют (а это один из наиболее насыщенных сегментов рынка), что в следующем году цены на их продукцию будут расти вследствие повышения себестоимости производства и сложившейся низкой рентабельности бизнеса. Естественно, из-за благоприятной конъюнктуры по темпам роста попрежнему лидирует сегмент жилищной недвижимости. По оценкам операторов, сроки окупаемости и доходность на этом субрынке выше, чем в промышленном и коммерческом строительстве.
Вместе с тем в этом году на выставке было представлено больше компаний, предлагающих строительство объектов из быстровозводимых конструкций (как правило, применяются при возведении зданий торговых, производственных предприятий). Например, по оценкам начальника отдела рекламы компании “УГМК” Светланы Кучер, в прошлом году данный сегмент рынка увеличился почти в 2 раза. По крайней мере, производителям и поставщикам основных материалов для этого вида строительства (профнастила, сандвич-панелей) удалось повысить свои продажи в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 100%. В нынешнем же году темпы продаж уже снизились и составляют около 70% (по сравнению с 2003 г.) из-за усиления конкуренции. Но насыщения продукцией еще не наступило. Поэтому рынок планируют осваивать новые компании. Например, как сообщили на выставке представители “УГМК”, через два месяца они намерены открыть несколько линий по производству профнастила, а весной приступить к выпуску сандвич-панелей.
Интерес бизнесменов к подобным конструкциям вполне обоснован — темпы возведения подобных зданий выше, чем при традиционных для Украины методах строительства. А при вложении денег в коммерческие объекты каждый месяц имеет значение. Например, месячный оборот продуктового супермаркета составляет 200-500 тыс. грн.
Выставка продемонстрировала рост интереса иностранцев к украинскому рынку. К примеру, количество иностранных компаний-участников увеличилось с 64 до 92 по сравнению с осенней выставкой 2003 г. Причем в Украину приезжают все больше компаний, предлагающих оборудование для производства различных стройматериалов. Например, на прошедшей выставке один предприимчивый турок (впервые участвующий в украинской выставке) демонстрировал на стенде работу экструдера по производству различных пластиковых профилей (стоит такое оборудование всего $30 тыс.).
Общие тенденции
По единодушному мнению участников выставки “Строительство и архитектура — 2004”, в этом году по сравнению с 2003 г. темпы роста объемов строительного рынка в Украине увеличились. Если в 2003 г. по сравнению с 2002 г. прирост составил около 15-25%, то уже в 2004-м по сравнению с 2003-м — 25-35%. Одни из основных причин — более активная застройка в регионах и сокращение разрыва в темпах строительства между Киевом и областями Украины.
По словам заместителя директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО “Болеховский завод строительных материалов” (производство кирпича) Владимира Петрива, предприятие в этом году не могло удовлетворить растущий спрос: объем заказов превышал производственные возможности на 0,5 млн кирпичей (компания производит в месяц 1,6-1,8 млн кирпичей). В 2004 г. после капремонта простаивавших линий предприятие наращивает производство на 50 тыс. кирпичей в месяц.
Вместе с тем некоторые участники выставки отметили, что развитие отрасли несколько сдерживало повышение цен на металлопродукцию, которая за год (по разным оценкам) подорожала на 30-40%. Лишнее подтверждение того, что объемы строительства повышаются, — рост цен на жилье, стройматериалы, аренду торговых и офисных площадей. Кстати, многие производители связывают повышение стоимости стройматериалов не только с ростом накладных расходов (на электроэнергию, газ, модернизацию производства и др.), но и с конъюнктурным фактором.
В то же время поставщики недоумевают, почему строительные компании в качестве причин роста цен на жилье в столице называют в основном удорожание стройматериалов. Ведь стоимость жилья в 2002-2003 гг. повысилась неадекватно — почти в два раза.
Правда, дорожают стройматериалы и в этом году. Буквально в августе цена изделий из бетона стала больше на 5-12%. Что объясняется подорожанием металлоизделий (с начала года на 20%), цемента (в июле-августе цена 1 т цемента марки 400 повысилась на 5-10 грн. — до 210-230 грн. за 1 т) и т.д. Более того, некоторые операторы утверждают, что в начале следующего года возможен еще один скачок цен на базовые стройматериалы. Озвученная причина — многих производителей не устраивает сложившийся уровень рентабельности.
Даже некоторые производители окон прогнозируют (а это один из наиболее насыщенных сегментов рынка), что в следующем году цены на их продукцию будут расти вследствие повышения себестоимости производства и сложившейся низкой рентабельности бизнеса. Естественно, из-за благоприятной конъюнктуры по темпам роста попрежнему лидирует сегмент жилищной недвижимости. По оценкам операторов, сроки окупаемости и доходность на этом субрынке выше, чем в промышленном и коммерческом строительстве.
Вместе с тем в этом году на выставке было представлено больше компаний, предлагающих строительство объектов из быстровозводимых конструкций (как правило, применяются при возведении зданий торговых, производственных предприятий). Например, по оценкам начальника отдела рекламы компании “УГМК” Светланы Кучер, в прошлом году данный сегмент рынка увеличился почти в 2 раза. По крайней мере, производителям и поставщикам основных материалов для этого вида строительства (профнастила, сандвич-панелей) удалось повысить свои продажи в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 100%. В нынешнем же году темпы продаж уже снизились и составляют около 70% (по сравнению с 2003 г.) из-за усиления конкуренции. Но насыщения продукцией еще не наступило. Поэтому рынок планируют осваивать новые компании. Например, как сообщили на выставке представители “УГМК”, через два месяца они намерены открыть несколько линий по производству профнастила, а весной приступить к выпуску сандвич-панелей.
Интерес бизнесменов к подобным конструкциям вполне обоснован — темпы возведения подобных зданий выше, чем при традиционных для Украины методах строительства. А при вложении денег в коммерческие объекты каждый месяц имеет значение. Например, месячный оборот продуктового супермаркета составляет 200-500 тыс. грн.
Выставка продемонстрировала рост интереса иностранцев к украинскому рынку. К примеру, количество иностранных компаний-участников увеличилось с 64 до 92 по сравнению с осенней выставкой 2003 г. Причем в Украину приезжают все больше компаний, предлагающих оборудование для производства различных стройматериалов. Например, на прошедшей выставке один предприимчивый турок (впервые участвующий в украинской выставке) демонстрировал на стенде работу экструдера по производству различных пластиковых профилей (стоит такое оборудование всего $30 тыс.).
2003 г. |
2004 г. |
Изме-нения, % |
|
Выставочная площадь, кв.м (нетто) | 7731,5 |
11850 |
53 |
Количество предприятий-участников | 495 |
690 |
39 |
Количество регионов/участников из регионов (без г.Киева) | 21/74 |
21/112 |
0/51 |
Количество иностранных стран/участников | 15/83 |
21/112 |
40/35 |
В том числе прямых иностранных участников | 64 |
92 |
44 |
По данным АО “Київський міжнародний контрактовий ярмарок”. |
МНЕНИЕ ОРГАНИЗАТОРА
Владимир Иванов (49),
генеральный директор АО “Київський міжнародний контрактовий ярмарок” (г.Киев; организация и проведение выставок; с 1994 г.; 70 чел.):
— Общая площадь нынешней выставки “Строительство и архитектура” увеличилась, по сравнению с прошлогодней, примерно в 2 раза — до 22 тыс.кв.м. Этот факт в полной мере отражает те положительные тенденции, которые наметились в строительной отрасли в минувшие годы.
Во-первых, в Украине продолжается рост производства строительных материалов. Все меньше остается сегментов строительного рынка, где не была бы представлена продукция украинских предприятий, которые активно осваивают западные технологии производства.
Во-вторых, сокращается разрыв в развитии строительного рынка между Киевом и регионами Украины. Если 2-3 года назад активная застройка велась только в Киеве и в крупных областных центрах, то сейчас — уже практически во всех региональных центрах страны.
Причем помимо жилья строят объекты и промышленного назначения. Рискну предположить, что через 2-3 года наши поставщики стройматериалов и технологий начнут активно осваивать внешние рынки.
Арнольд Савин,
Евгений Шаповал