ЧТО ТАМ, ПОД СЛОЕМ ВРЕМЕНИ?
— Нет, начальник занят, он не сможет принять вас сегодня, — сказали по телефону из приемной «Киевметростроя». —Завтра? И завтра тоже. И послезавтра…
Да и вообще, вряд ли сможет что-то сказать по интересующему вас вопросу. Сегодня его будут снимать. На телевидении…».
А звонил я вот почему: говорят, что в Киеве когда-то пытались построить тоннели под Днепром… Кто знает об этом? Возможно, создатели метро? Но там же стена…
? О чем вы? ? переспросил один из сотрудников Службы безопасности. Если такие тоннели и есть, то это такая тайна…
Правда, другой его коллега сказал, что об этом даже снят фильм, любезно назвал и создателей ленты…
? А мы здесь при чем? ?удивились в Обществе защиты памятников истории и культуры. ? Это что-то новое… Не имеем никакого отношения. Да и вообще, непонятно, почему именно к нам и с таким вопросом, ? откровенно желая побыстрее закончить разговор, раздраженно приземлили меня землеустроители.
? Никакого секрета в этом нет, ? говорит бывший начальник «Киевметростроя“ Алексей Васильевич Семенов. ? Да, еще до войны в районе Жукова острова и Оболони, урочища Наталка, начали строить тоннели. А когда разгорелись боевые действия, работы приостановили. Уже в мирное время объекты были расконсервированы, на строительстве Киевского метрополитена даже использовали кое-что из оборудования и материалов, которые удалось достать из этих тоннелей ? тюбинги, трубы… Тоннели, завершись их строительство в свое время, имели важное стратегическое значение. Однако с появлением атомного оружия это утратило смысл, угас, естественно, интерес к объектам. .Ходили слухи, что в недостроенных тоннелях есть значительные материальные ценности, однако поиск их ? дело хлопотное и дорогостоящее…
Это было «Строительство № 1 НКПС», свидетельствуют некоторые источники. Работа была строго засекречена. В органах массовой информации об этом ? ни слова. Была на стройке и своя, внутренняя, газета. Однако из ее публикаций нельзя понять, чем там занимались люди, что строится вообще. А замысел создателей этого уникального проекта был не из простых ? соединить железной дорогой правый и левый берега Днепра. Предстояло выполнить гигантский объем работ. На стройке работали более двадцати тысяч человек, Стройка делилась не на участки, а на титулы, в каждом из которых несколько тысяч рабочих. Большинство операций выполнялось вручную, «парк механизмов» составляли ведра, тачки, лопаты, бревна для уплотнения бетона… Строители трудились в тяжелейших условиях. К месту работы, под землей, была проложена труба диаметром более десяти метров из железобетонных колец, которая опускалась все глубже ? под ее нижним концом грунт выбирали лопатами, наверх подавали ведрами. По мере опускания трубы на ее верхний конец укладывали новые кольца, пока не достигли 50-метровой отметки. Так сейчас в селах сооружают колодцы…
Не легче было и на горизонтальном участке ? давление несколько атмосфер. После 4-часовой смены строителей «выдерживали» в шлюзе-барокамере, где давление постепенно уменьшалось. Надо было ждать там полтора часа, чтобы не ударила кессонная болезнь. Работа «в трубе» требовала отменного здоровья. Даже малейшая простуда могла вызвать заболевания, которые уже не позволяли трудиться на глубине. Однако, как говорят, игра стоила свеч ? очень уж заманчивыми были заработки. Скажем, люди получали ежемесячно 1500?2000 рублей, в то время как на промышленных предприятиях зарплата составляла только 500?700 рублей. К тому же и питание строителей было на зависть другим: на обед подавали внушительных размеров свиные отбивные, сметану масло, какао… И это при том, что в Киеве уже был заметен дефицит продуктов питания ? у границ СССР стояла война…
Не обходило вниманием стройку и высокое руководство республики. Часто на объекте бывал Никита Хрущев ? тогдашний первый секретарь ЦК КП(б)У. Босс украинских коммунистов уже был знаком с подземным строительством ? в Москве он курировал сооружение метрополитена.
Павел Иванович ЖУК ? один из участников строительства тоннеля на Жуковом острове. В свои 83 года он хорошо помнит то время. Паренек с Херсонщины добровольцем воевал с белофиннами, прошел, как говорит, девять фронтов Великой Отечественной. Уже в послевоенное время 22 года проработал в «Киевметрострое»…
? На стройку меня послал комсомол ? рассказывает ветеран. ? Сначала два месяца мы, группа из 12 человек, учились в Москве, собирали проходческие щиты. В 1939 году их и привезли к нам на Жуков остров. Предстояло построить тоннель диаметром 9 метров 960 миллиметров ? чтобы могли пройти два паровоза. Помню, на так называемом третьем титуле, с левой стороны, установили 220 колец, на четвертом только начали работы, на пятом титуле смонтировали 273 кольца… Сколько труда вложено!
Война помешала осуществлению этого необычного проекта. Стройку пришлось законсервировать. Дорогостоящие проходческие щиты покрыли толстым слоем технического масла, опустили вниз тюбинги… Все засыпали строительными отходами, мусором.
Использовались ли эти сооружения в дальнейшем? Как сложились судьбы людей? Во время обороны Киева от фашистов объект на Жуковом острове заняли немцы, устроили там надежную крепость, обстреливали из укрытия позиции защитников города. «Выкурить» их оттуда было нелегко, помогла артиллерия. Уже в мирное время на сооружении столичного метрополитена встречались бывшие участники «Строительства № 1» ? начальник треста «Мостострой-1» И.Баренбойм, начальник «Киевметростроя» Л.Сапрыкин, начальник Мостоотряда-2 Е.Радзевич, метростроители П.Кутах, Т.Бебешко… Говорят, что на станциях киевской подземки «Политехнический институт» и «Вокзальная» и ныне есть тюбинги, которые удалось достать из глубин на бывшем «Строительстве № 1». Что еще хранится под слоем времени?
Михаил ТЕРЕЩЕНКО